110 сура, состоит из трех аятов, была ниспослана в Медине
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
إِذَا جَاء نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ (1
وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا (2
فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا (3
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, и лишь к уверовавшим — на том.
1. Когда придёт помощь от Аллаха и победа ,
2. и ты (о, Пророк) увидишь, как люди входят в религию Аллаха толпами,
3. так восславляй же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он – принимающий покаяние.
Название суры и причины ее ниспослания
Согласно мнению всех муфассиров (толкователей Корана), эта сура была ниспослана в Медине. Ее другое название — сура Ат-Тауди’. Слово “тауди” означает “прощание». Поскольку эта сура означала приближение кончины Пророка (мир ему и благословение) и прощание с ним, она была названа таким именем.
Последняя сура и последний аят Священного Корана
Сообщается в Сахих Муслим со ссылкой на авторитет Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что сура Ан-Наср была последней сурой, которая была ниспослана целиком (Куртуби). Это означает, что она была последней сурой, которая была ниспослана в законченном (целом) виде. Ни одна законченная сура не была ниспослана после нее. После нее были ниспосланы лишь некоторые отдельные аяты. Так же, как сура Аль-Фатиха считается первой сурой, которая была ниспослана целиком, хотя до нее были ниспосланы отдельные аяты суры Аль-Аляк, аяты сура Аль-Муддассир.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что эта сура была ниспослана во время прощального паломничества; небольшое время спустя – фрагмент 3-его аята пятой суры (5:3) был ниспослан. После этих двух откровений Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прожил еще восемь дней. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получил аяты о каляля (о наследстве после человека, который умирает, не оставив после себя ни родилетей, ни детей). После этого он прожил еще пять дней. После этого он получил аят 9, 128 . После этого ниспослания он прожил еще 35 дней, потом был ниспослан аят 2, 281, потом он прожил еще 21 день и согласно Мукатилю, он прожил еще семь дней и скончался.
Первый аят
إِذَا جَاء نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
Когда придет помощь от Аллаха и победа
Выражение «победа» здесь относится к обещанному завоеванию Мекки. В этом согласны все ученые. Однако, ученые разошлись во мнениях – была эта сура ниспослана до или после завоевания Мекки. Фраза «иза джа’а» (когда придет) очевидно указывает, что сура была ниспослана до завоевания Мекки. В книге Рух аль-Маани приводится сообщение Аль-Бахра аль-Мухита, которое подтверждает это мнение – в нем говорится, что сура была ниспослана после возвращения из похода на Хайбар. Известно, что поход на Хайбар произошел раньше завоевания Мекки. Рух аль-Маани цитирует, со ссылкой на авторитет Абд ибн Хумайда, утверждение сподвижника Катады, который говорил, что Пророк (мир ему и благословение) прожил еще два года после ниспослания этой суры. Сообщения, которые утверждают, что сура была ниспослана по случаю покорения Мекки или по случаю прощального паломничества можно объяснить тем, что Пророк (мир ему и благословение) читал эту суру в связи с этими событиями, в результате люди подумали, что она была ниспослана в это время. Для более подробного объяснения можно обратиться к Байянуль Куран.
Некоторые хадисы и рассказы сподвижников повествуют, что эта сура говорит о том, что Пророк (мир ему и благословение) выполнил свою миссию и довел ее до конца, а теперь ему нужно ожидать возвращения к своему Господу за заслуженной наградой, поскольку его смерть уже близка. В суре сказано, что ему следует обращаться к Господу за прощением и возносить Ему благодарение и похвалу.
Сообщается в передаче Мукатиля, что когда сура была ниспослана Пророк (мир ему и благословение) произнес ее в собрании своих сподвижников, среди которых были Абу Бакр, Умар, Са’д ибн Аби Ваккас (да будет доволен ими всеми Аллах). Все они были счастливы, поскольку в ней содержалась радостная весть о покорении Мекки. Однако Ибн Аббас, услышав ее, заплакал. Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался о причине его плача, и он ответил, что сура говорит о завершении его жизни и приближении его смерти. Пророк (мир ему и благословение) подтвердил, что он правильно понял. Сахих аль-Бухари приводит похожее объяснение этой суры от Ибн Аббаса, где прибавляется, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) услышал это, он согласился и сказал: «Я не знаю об этом ничего иного, чем то, что ты сказал» (Передано Тирмизи, который назвал это сообщение хорошим).
Второй аят:
وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا
«И ты увидишь людей, входящих толпами (принимающих) религию Аллаха»
Перед покорением Мекки было множество людей, которые видели истинность Ислама и пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение), однако были некоторые моменты, которые мешали им принять эту религию. Некоторые из них боялись язычников, другие еще по каким-то причинам колебались. Покорение Мекки устранило эти препятствия, и люди стали принимать Ислам толпами. Семьсот человек из Йемена приняли Ислам и присоединились к Пророку (мир ему и благословение). По пути они произносили азан и читали Коран. Таким образом, население Аравии принимало Ислам в массовом порядке.
Когда кто-то чувствует приближение своей смерти, ему следует непрестанно произносить тасбих и истигфар
Третий аят:
فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا
«так восславляй же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он – принимающий покаяние».
Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что после ниспослания этой суры, когда бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ни совершал молитву, он произносил следующее дуа:
«Субханака Раббана ва бихамдика Аллахумма гфирли»
«Свят Ты (пречист от недостатков), о, Господь. Хвала Тебе, о, Аллах, прости меня» (Бухари).
Умм Салама (да будет доволен ей Аллах) передает, что после ниспослания этой суры Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обычно произносил следующее дуа:
«СубханаЛЛахи ва бихамдихи, астагфируЛЛах ва а’тубу илейхи»
«Свят Аллах, пречист от недостатков. Хвала Тебе, я каюсь пред Тобой и ищу Твоего прощения».
Пророк (мир ему и благословение) при этом произносил: «Мне было велено поступать так» (произносить такие дуа).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что после ниспослания этой суры Посланник Аллаха (мир ему и благословение) утруждал себя поклонением до такой степени, что у него отекали ноги (Куртуби).
А Аллах знает лучше.
Ма’арифуль Куран
Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани