Тридцать первый хадис
وعن ابن عمر أن النبي — صلى الله عليه وسلم — قال : أبغض الحلال إلى الله الطلاق . رواه أبو داود .
От Ибн Умара передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного – это развод» (Абу Дауд).
Мулла Али аль-Кари, рахимахуллах, в своей книге «Аль-Миркат» подробно разбирает этот хадис:
قيل : كون الطلاق مبغوضا مناف لكونه حلالا ، فإن كونه مبغوضا يقتضي رجحان تركه على فعله ، وكونه حلالا يقتضي مساواة تركه لفعله ، وأجيب بأنه ليس المراد بالحلال ما استوى طرفاه بل أعم ، فإن بعض الحلال مشروع وهو عند الله مبغوض كأداء الصلاة في البيت لا لعذر ، وكالصلاة في الأرض المغصوبة ، وكالبيع في وقت النداء ليوم الجمعة ، وكالأكل والشرب في المسجد لغير المعتكف ، ونحوها ، ولما كان أحب الأشياء عند الشيطان هو التفريق بين الزوجين كما سبق ، كان أبغض الأشياء عند الله هو الطلاق ، هذا حاصل ما ذكره الطيبي وغيره ، وقال الشمني : أجيب بأن المراد بالحلال ما يتركه بلازم الشامل للمباح والواجب والمندوب والمكروه ، اهـ . وقد يقال : الطلاق حلال لذاته ، والأبغضية لما يترتب عليه من انجراره إلى المعصية ، أو يقال أبغض الحلال عند الحاجة إلى الله أي عنده أو في حكمه الطلاق من غير الضرورة ، والله — تعالى — أعلم
«Если скажут: «Тот факт, что развод ненавистен Аллаху, противоречит тому, что он дозволен. Ведь, если нечто ненавистно Аллаху, это означает, что лучше этого не делать, а если нечто дозволено, то равнозначны совершение этого дела и отказ от него», – отвечают на это следующим образом: под дозволенным (халяль) имеется в виду нечто более общее, чем то, у чего равнозначны обе стороны (совершение и отказ от совершения). Некоторые дозволенные действия могут быть узаконены, но они ненавистны Аллаху, такие как совершение намаза дома без уважительной причины, совершение намаза на отнятой земле, торговля во время призыва на пятничный намаз, есть и пить в мечети не для совершающего итикаф и другие подобные вещи.
И, как мы уже указывали, шайтан больше всего любит разделять супругов, а самое ненавистное для Аллаха – это развод. В этом суть слов ат-Тыби и других ученых.
Аш-Шимни сказал: «Под дозволенным (халяль) тут имеется в виду то, что необязательно отказываться от совершения этого дела, и сюда попадают дозволенное (мубах), обязательное (ваджиб), желательное (мандуб) и нежелательное (макрух)».
Некоторые сказали, что развод в своей основе дозволен, но ненависть [к нему] связана с теми грехами, к которым он может привести.
Другие растолковали эти слова следующим образом: «Самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного – это развод без причины на это»».
Последнее объяснение подходит больше всего, потому что Всевышний Аллах в Коране узаконил развод:
الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُوا مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلَّا أَن يَخَافَا أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّـهِ ۖ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّـهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّـهِ فَلَا تَعْتَدُوهَا ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّـهِ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
Перевод смысла: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (Благородный Коран, 2:229).
Из этого аята видно, что если супруги не могут ужиться по каким-то причинам и их проблемы выходят за границы установлений Всевышнего Аллаха, то нет на них греха, если они разведутся.
Таким образом, этот хадис касается необоснованного развода, вызванного прихотями, злостью без причины и прочими несерьезными факторами.
Также, возможно, одна из причин того, что Аллаху ненавистен развод, – это то, что почти всегда он ведет к ссоре бывших супругов, затем это сказывается на их семьях и может привести к вражде, что недопустимо для мусульман. Вдобавок в конфликте, которым заканчивается развод, супруги могут раскрыться друг другу в плохом свете.
Случается, например, что люди живут в счастливом браке и муж оформляет какое-то имущество формально на жену, а после развода остается ни с чем. И бывает наоборот, когда муж выгоняет жену и не обеспечивает ее в течение периода идды, который она должна проводить в их общем доме. В любом случае, это конфликт, который в подавляющем большинстве ситуаций ведет к ссоре, вражде и другим порицаемым Шариатом вещам.
Абу Али аль-Ашари