Тридцать шестой хадис
عن عبد الله بن مسعود قال لعن رسول الله المحلل و المحلل له رواه الترمذي
От Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, [передается]: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял того, кто женится на женщине, чтобы она стала дозволенной для ее предыдущего мужа, (аль-мухаллиль) и того, для кого это делается (аль-мухалляль ляху)».
Как мы уже разбирали, мужчина, давший жене тройной развод, не может жениться на ней снова, пока она не выйдет замуж за другого мужчину, а тот, после половой близости, не даст ей развод.
В этом хадисе речь идет о случае, когда первый муж, который дал своей жене троекратный развод, договаривается с другим мужчиной, что тот женится на его бывшей жене, а затем после супружеской близости даст ей развод, после чего женщина вновь станет для него дозволенной. И само это действие известно как «тахлиль».
Среди факихов есть разногласия касательно действительности такого брака.
Автор книги «Аль-Ихтияр» разобрал этот вопрос следующим образом:
قَالَ: (فَإِنْ تَزَوَّجَهَا بِشَرْطِ التَّحْلِيلِ كُرِهَ وَحَلَّتْ لِلْأَوَّلِ) ، وَقَالَ أَبُو يُوسُفَ: النِّكَاحُ فَاسِدٌ لِأَنَّهُ كَالْمُؤَقَّتِ وَلَا تَحِلُّ لِلْأَوَّلِ لِفَسَادِهِ. وَقَالَ مُحَمَّدٌ: هُوَ جَائِزٌ لِشُرُوطِ الْجَوَازِ وَلَا تَحِلُّ لِلْأَوَّلِ لِأَنَّهُ عَجَّلَ مَا أَخَّرَهُ الشَّرْعُ فَيُعَاقَبُ بِالْمَنْعِ كَقَتْلِ الْمُوَرِّثِ. وَلِأَبِي حَنِيفَةَ قَوْلُهُ — عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ -: «لَعَنَ اللَّهُ الْمُحَلِّلَ وَالْمُحَلَّلَ لَهُ» ، وَمُرَادُهُ النِّكَاحُ بِشَرْطِ التَّحْلِيلِ فَيُكْرَهُ لِلْحَدِيثِ، وَتَحِلُّ لِلثَّانِي لِأَنَّهُ — عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ — سَمَّاهُ مُحَلِّلًا وَهُوَ الْمُثْبِتُ لِلْحِلِّ، أَوْ نَقُولُ وُجِدَ الدُّخُولُ فِي نِكَاحٍ صَحِيحٍ، لِأَنَّ النِّكَاحَ لَا يَفْسُدُ بِالشَّرْطِ فَتَحِلُّ لِلْأَوَّلِ، وَلَوْ تَزَوَّجَهَا بِقَصْدِ التَّحْلِيلِ وَلَمْ يَشْرُطْهُ حَلَّتْ لِلْأَوَّلِ بِالْإِجْمَاعِ، ّ
«Если он женился на ней с условием «тахлиля», то такой брак нежелателен, а она станет дозволенной для первого [мужа]».
Абу Юсуф сказал: «Брак не действителен, потому что подобен временному браку, и поэтому [в таком браке женщина] не станет дозволенной для первого мужчины из-за недействительности брака».
Имам Мухаммад сказал: «Сам брак действителен, так как соблюдаются все условия брака, но женщина не стала дозволенной для первого мужчины, потому что он поторопился достичь того, что Шариат отсрочил для него, и поэтому его наказание – лишение этого, подобно убийству наследодателя».
Доказательство имама Абу Ханифы – это слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял того, кто женится на женщине, чтобы она стала дозволенной для ее предыдущего мужа, (аль-мухаллиль) и того, для кого это делается (аль-мухалляль ляху)». И смысл этих слов – никах с условием «тахлиля», который нежелателен при упоминании условия, согласно этому хадису. Но она будет все равно дозволена для второго, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал его «устанавливающим дозволенность» [для первого мужа] (аль-мухаллиль). Либо мы говорим, что супружеская близость состоялась в действительном браке, потому что дополнительные условия не аннулируют брак, и поэтому женщина будет дозволена для первого мужчины. Если же мужчина женится на женщине с намерением затем ее сделать дозволенной для первого мужчины, не обговаривая это как условия при заключении брака, то это будет действительным, согласно иджме» (конец цитаты из «Аль-Ихтияр»).
Отсюда мы понимаем, что этот хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, касается людей, которые заключают брак и обговаривают все это как условие брака, и такой брак будет нежелательным, но действительным.
Но, даже если они заключили этот брак с этим условием, это не означает, что второй мужчина будет обязан дать развод или что брак аннулируется автоматически.
Шафииты считают, как и имам Абу Юсуф, что если это условие обговаривается в браке, то брак не действителен.
После этого сложного и подробного объяснения пусть каждый мужчина еще раз подумает, прежде чем прибегнет к тройному разводу, для которого нет никаких причин и к какому позорному средству он может быть вынужден обратиться.
Абу Али аль-Ашари