Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Условия и обязательные составные части (рукны) намаза (часть 2)
7. «Время (намаза)».
Наступление времени — это условие для пяти обязательных намазов. Во многих авторитетных книгах по ханафитскому фикху, таких как «Кудури», «Хидая», «Мухтар», «Канз ад-дакаик», наступление времени намаза не упомянуто в числе его условий. Возможно, причина этого в том, что это не действие человека, как остальные условия (очищение, намерение, определение киблы и т. п.), а причина (сабаб) для совершения намаза, установленная Творцом. Аллах знает лучше.
8. «Уверенность в его наступлении».
Необходимо, чтобы у человека не было сомнения в наступлении времени этого намаза, иначе в его намерении не будет уверенности. Даже если человек совершит намаз, не будучи уверенным, что его время наступило, а потом окажется, что все-таки наступило, его намаз не будет действительным. И мы беспокоимся за веру такого человека, поскольку совершение намаза до наступления его времени — это издевательство над Шариатом.
9. «Намерение».
Намерение — это уверенное желание совершать некое действие, и это то, что отличает поклонение от обычного действия. И доказательством для обязательности намерения в поклонении ханафиты считают иджмаʼ (единогласное мнение ученых), поскольку в известном хадисе «поистине, дела по намерениям» речь, по их мнению, идет о награде за дела, а не об их действительности.
10. «Вступительный такбир».
Его условия:
«1. Совершение его без перерыва (между ним и намерением).
2. Совершение его стоя до перехода в поясной поклон (рукуʼ).
3. Чтобы намерение предшествовало вступительному такбиру.
4. Произнесение такбира так, чтобы человек сам себя слышал, согласно самому сильному мнению.
5. Намерение на следование (за имамом) для муктади.
6. Конкретизация фард-намаза и ваджиб-намаза. Конкретизация не является условием для желательных намазов».
Вступительный такбир у нас, ханафитов, – это условие намаза, а не его рукн, согласно сильному мнению. По-арабски его обозначают разными словами: «тахрима», «такбиратуль-ихрам» или «такбир аль-ифтитах».
Условия вступительного такбира уже разбирались в отдельном уроке.
Можно только добавить, что второе условие (совершение такбира стоя до перехода в рукуʼ) особенно важно помнить при совершении намаза в джамаате. Поскольку, если человек, решив присоединиться к джамаату, увидел, что имам находится в рукуʼ, ему нужно сначала произнести такбир стоя, а только затем последовать за имамом в рукуʼ. Если же он сначала пойдет в рукуʼ и совершит такбир в таком положении, то его такбир будет действителен, только если он его произнес, будучи ближе к вертикальному положению, чем к положению рукуʼ. Если же он совершит такбир, будучи ближе к положению рукуг1, то его такбир не засчитывается. Так что тут нужно быть внимательными.
11. «Стояние, кроме желательных намазов».
Совершать намаз стоя — это рукн намаза. По умолчанию подразумевается, что человек стоит прямо, так что он не мог бы из такого положения коснуться ладонями коленей. Если же человек в силу анатомических причин (из-за горба, старости и т. п.) не может стоять прямо, то он стоит как может. Различные исключения из этого принципа (если человек не может стоять по болезни или вопросы с желательными намазами) — будут разбираться в соответствующих разделах книги.
12. «Чтение хотя бы одного аята из Корана в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех ракаатах желательных намазов и намаза витр. И не обязательно для действительности намаза читать что-то конкретное из Корана. И совершающий намаз за имамом не читает Коран, он слушает (имама) и молчит. А если он будет читать — то это нежелательное, близкое к запретному (макрух тахриман)».
Это второй рукн намаза. Условие для чтения Корана то же, что и для вступительного такбира, — надо читать так, чтобы человек слышал сам себя. Такое чтение считается тихим. Громкое чтение («джахри») – это читать так, чтобы тебя слышали другие люди.
Для действительности намаза достаточно прочитать самый короткий аят Корана, состоящий хотя бы из двух слов, например, 21-й аят суры «Аль-Муддассир» «ثُمَّ نَظَرَ». Что касается аятов, состоящих из одного слова, одной, двух или нескольких букв, то в отношении них имамы разошлись, и более верное мнение, что чтения таких аятов недостаточно для действительности намаза.
И выучить наизусть из Корана минимум, достаточный для действительности намаза, — обязательно для каждого мусульманина (фард ʼайн). Выучить суру «Аль-Фатиха» и вторую суру — ваджиб.
Чтение Корана обязательно в первых двух ракаатах обязательных намазов и в каждом ракаате желательных, поскольку каждые два ракаата в них считаются как отдельный намаз. Витр в этом вопросе также относят к желательным намазам, поскольку основа — что он сунна, а ваджибом имамы-ханафиты посчитали его из предосторожности.
Для действительности намаза читать конкретную суру или аят не обязательно, чтение суры «Аль-Фатиха» и другой суры или аятов после нее — это ваджиб намаза, как будет сказано дальше.
Обязательность чтения Корана в намазе спадает с муктади — того, кто совершает намаз за имамом, на основании слов Всевышнего (смысл): «А когда читается Коран, то слушайте его (о люди!) и молчите, чтобы проявил к вам Господь свою милость!» – а также на основании многочисленных хадисов, где говорится, что чтение муктади — это чтение его имама. А если муктади все-таки будет читать Коран одновременно с чтением имама, то он тем самым совершит грех.