Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Условия и обязательные составные части (рукны) намаза (часть 3)
12. «Поясной поклон (рукуʼ)».
Минимально достаточный поясной поклон — это так, чтобы молящийся мог руками прикоснуться к коленям. Оптимальный поясной поклон — это чтобы выпрямленные ноги образовывали с выпрямленными спиной и шеей угол в девяносто градусов.
Если человек в силу анатомического строения или болезни, например, всегда согнут, как будто он в рукуʼ, то он совершает рукуʼ, наклоняясь чуть сильнее или кивая головой вниз.
14 — 17. «Земной поклон (суджуд) на твердую поверхность, на которой можно зафиксировать лоб, даже если это будет рукав или край одежды (молящегося), если они чисты (от наджасы)«.
Минимально достаточный земной поклон — это коснуться твердой, чистой от наджасы поверхности любом, поставив на нее одну руку, одно колено и кончики нескольких пальцев одной из ног. Если человек будет опираться в суджуде меньше чем на перечисленное или совершать его на испачканной наджасой поверхности — такой суджуд не будет действителен. С минимальным суджудом намаз действителен с нежелательностью.
Оптимальный земной поклон — выполненный со всеми ваджибами и с опорой на лоб, нос, две ладони, два колена и кончики пальцев обеих ног.
Дальше имам Шурунбуляли разбирает условия действительности суджуда:
а) Совершать его на твердую поверхность. Нельзя совершать суджуд на что-либо, мягкое настолько, что оно проминается при нажатии головой, например, на хлопок, снег, кучу соломы и т. п.
б) Можно совершать суджуд на рукав или край одежды, если они не испачканы наджасой, однако без уважительной причины делать так нежелательно.
«И обязательно совершать суджуд, опираясь лбом и твердой частью носа. Не допускается опираться в суджуде только на нос, кроме случаев, когда нет возможности касаться лбом».
в) Суджуд нужно совершать, опираясь одновременно на лоб и нос, причем просто легкого касания пола носом не достаточно — нужно прижать нос, опершись на носовой хрящ. Суджуд с опорой только на нос не действителен, разумеется, если нет уважительной причины не опираться на лоб, вроде раны на нем и т. п.
«Также нужно, чтобы место совершения суджуда было выше места нахождения ног не более чем на половину локтя. И если оно будет возвышаться более чем на половину локтя, суджуд не будет действителен, кроме ситуации, когда при сильной давке молящийся совершает суджуд на спину другого, совершающего один с ним намаз».
г) Следующее условие — чтобы место совершения суджуда не было выше места стояния молящегося в намазе более чем на 25 сантиметров (примерно), то есть нужно для намаза выбирать достаточно ровное место. Недействительность какого-либо рукна означает, что молящийся может его переделать (то есть, например, не нарушая намаза, перейти на такое место, где он сможет выполнить суджуд на более-менее ровной поверхности), и тогда весь намаз будет действителен. Если же он его не переделает и закончит так намаз — то весь намаз окажется недействительным.
Исключение из этого условия — ситуация крайней тесноты в мечети во время джамаат-намаза. В Масджид аль-Харам в Мекке в период хаджа, например, такая ситуация не редкость. В этом случае, если места для суджуда перед ним не хватает, молящийся может совершить его на спину того, кто перед ним, при условии, что тот тоже в намазе, причем совершает один с ним намаз.
(Также условие действительности суджуда) — «поставить на землю руки и колени, согласно самому сильному мнению, а также хотя бы часть пальцев ног. И недостаточно поставить внешнюю сторону ступни».
д) Это условие касается способа совершения земного поклона. Мы уже сказали об этом в начале: есть суджуд минимальный, меньше которого совершить нельзя, — опираться на пол лбом, одной рукой, одним коленом и подушечками пальцев одной из ног. Поставить ступню, касаясь пола внешней стороной пальцев, нельзя. Также нужно быть внимательным тем, кто привык в суджуде вообще не ставить ноги: то есть, опираясь на колени, человек поднимает ступни в воздух и так держит. Если он не коснулся земли кончиками пальцев ног хотя бы на время произнесения «СубханАллах», его суджуд не действителен.
18. «Совершать сначала рукуʼ, а затем суджуд».
Следующее условие намаза — порядок выполнения его рукнов, то есть сначала идет чтение Корана, затем рукуʼ, затем суджуд, затем последнее сидение. Именно в таком порядке молящийся должен их выполнять.
19. «И необходимо, выходя из суджуда, быть ближе к сидячему положению, согласно самому сильному мнению».
Суджуд в каждом ракаате намаза совершается два раза, и их нужно разграничить сидением между ними, то есть недостаточно коснуться пола лбом, затем, едва приподняв голову, коснуться снова, согласно наиболее сильному мнению. Нужно именно сесть – так, как сидишь при чтении ташаххуда.
20. «Совершение второго суджуда».
Он совершается в точности так же, как первый. Некоторые ученые считали, что мудрость совершения суджуда два раза — посрамление шайтана, который отказался по повелению Всевышнего совершить один суджуд. Однако другие ученые сочли, что причина, по которой суджуда именно два, — нам не известна.
21-22. «Последнее сидение (аль-куʼуд аль-ахыр) на время чтения ташаххуда. Совершать его последним из рукнов».
Имамы-ханафиты посчитали его последним рукном намаза (некоторые, правда, сказали, что это тоже условие). По самому сильному мнению, сидеть нужно столько, сколько читаешь ташаххуд. Условие последнего сидения — чтобы оно совершалось последним. Таково его положение в Шариате — им заканчивается намаз. Поэтому, когда молящийся совершает саджда ас-сахву (о ней речь дальше будет, иншаАллах), после нее он снова сидит, читая ташаххуд.
23. «Совершение всех рукнов, бодрствуя».
Если молящийся прочтет Коран, совершит рукуʼ или суджуд и т. п. во сне, выполнение этого рукна ему не засчитается, однако, если сон настиг его, когда он уже находился в этом рукне, его выполнение ему засчитывается, за исключением последнего сидения. Имам Аль-Халяби, автор «Мунья аль-мусолли» указал (и с ним согласился имам Ибн Абидин), что, если молящийся, уснувший в последнем сидении, не повторит его, рукн ему не засчитается.
24-27. «Знание об обязательности намаза, а также знание того, что из него обязательно, так чтобы отличать это от того, что желательно, или же убежденность, что (все) намазы обязательны, чтобы не совершить фард-намаз, думая, что он желательный».
Под знанием способа совершения намаза подразумевается здесь знание того, какие намазы обязательны, то есть человек должен знать, что обязательных ракаатов утреннего намаза два, дневного (зухра) — четыре и т. д. И надо уметь отличать их от суннат-намазов, скажем, до и после фарда. Не имеется в виду, что человек для действительности его намаза обязан знать его рукны, сунны и различать их, то есть знать, что рукуʼ — фард, а чтение «Субханакя» в начале — сунна.
Если даже человек не знает, какие намазы – обязательные, а какие – желательные, и считает, что все им совершаемые намазы (включая ратибаты до и после фарда) обязательны, то этого также достаточно для действительности его фардов. Самое главное — чтобы он не совершал обязательные намазы, считая их сунной. Ведь существует правило: сунна, совершенная с намерением на фард, действительна, а фард, совершенный с намерением на сунну, — нет.
Затем, обобщая все вышесказанное по теме, автор «Нур аль-идах» говорит:
«И из вышеперечисленных действий четыре являются рукнами:
1. Стояние.
2. Чтение Корана.
3. Рукуʼ.
4. Суджуд.
Также есть мнение, что последнее сидение на длину чтения ташаххуда – тоже рукн».
Все имамы-ханафиты единогласно заявляют, что все эти четыре вещи – рукны. Относительно других вещей (такбиратуль-ихрам и последнее сидение, например) есть расхождения, рукн это или условие. Однако все согласны, что это обязательные вещи в намазе.
«Все остальное — это условия (шарты), и среди них есть условия действительности вступления в намаз, то есть те, что в сам намаз не входят, а есть условия действительности совершения намаза».
Условия действительности вступления в намаз не являются частью самого намаза — это то, без чего нельзя начать его совершение. Это омовение, чистота тела, одежды и места от наджасы, закрытие аурата, направление на киблу, намерение и вступительный такбир.
Все остальные перечисленные в «Нур аль-идах» условия — это условия действительности выполнения намаза.