Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 18
Сунны намаза (часть 2)
13. Стоять при вступлении в намаз прямо, не наклоняя голову.
14. Произнесение имамом такбиров и «cамиʼаЛлаху лиман хамидах» вслух.
Это нужно для того, чтобы джамаат узнавал о его действиях и перемещениях. Муктади и мунфарид произносят их тихо, поскольку в громком произнесении для них нужды нет.
15. Расставлять ноги при стоянии на ширину четырех пальцев (ладони).
Ученые посчитали, что такое расстояние между ступнями при стоянии в намазе оптимально для удобства молящегося. Также сунной является при долгом стоянии опираться поочередно то на одну, то на другую ногу: это лучше, чем стоять на выпрямленных ногах.
16. Чтобы сура, читаемая после суры «Аль-Фатиха» была из длинных (сур) «муфассаль» в утреннем и дневном намазах, из средних — в предвечернем и ночном и из коротких — в вечернем намазе, если молящийся не путник. Путник может читать ту суру, какую хочет.
Сурами «муфассаль» называют последнюю седьмую часть Корана (то есть примерно последние 85 страниц или 4 джуза). Слово «муфассаль» буквально означает «отделенный», то есть это те суры, которые в силу своей относительной краткости отделены друг от друга частым чтением «басмалы». По разным мнениям, первой из сур «муфассаль» является «Аль-Худжурат», «Мухаммад», «Аль-Фатх» или «Каф».
17. Удлинение первого ракаата относительно второго только в утреннем намазе.
Более того, желательно (мустахаб), как указывает автор, чтобы сура Корана, прочитанная в первом ракаате утреннего намаза, была в два раза длиннее той, что выбираешь для чтения во втором.
Слово «только» в тексте указывает на то, что фетва в мазхабе дается по мнению, что удлинение первого ракаата относительно второго — сунна только в утреннем намазе. Другое мнение (это мнение имама Мухаммада, да будет доволен им Аллах): это сунна во всех намазах.
Чтение во втором ракаате фард-намаза суры длиннее на три аята и более, чем сура, прочитанная в первом ракаате, — макрух. В «Хашия Тахтави» говорится, что в суннат- и нафль-намазах это не макрух.
18. Такбир для рукуʼ.
Желательно произносить такбир при переходе от стояния к рукуʼ.
19. Трехкратный тасбих в нем.
Форма этого тасбиха пришла из Сунны Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Субхана Роббияль-ʼАзым» («Великий Господь чист от всех недостатков»). Наименьшее количество тасбихов для выполнения этой сунны — три. Не выполнять ее — макрух танзихан. Можно произносить пять, семь или даже девять раз (девять — не для имама).
Важное примечание сделал шейх Абдуль-Джалиль аль-ʼАта в «Хайруль-Бакы»: если человек не может правильно произносить звук «ظ» в «ʼазым», ему нужно говорить: «Субхана Роббияль-Карим», – например. Произнесение этого слова с «ز» как «عزيم» нарушает намаз, так как это ошибка, меняющая смысл и придающая Аллаху недостаток.
20. Обхватывать колени руками.
21. Расставлять пальцы.
Это две сунны, описывающие положение рук в рукуʼ — их желательно класть на колени так, чтобы пальцы были не сжаты, а расставлены. Последнее касается только мужчин.
22. Женщина не расставляет пальцы.
Женский намаз отличается от мужского. Принцип женского намаза, выполненного по Сунне, — максимальная закрытость, поэтому женщина прижимает части тела друг к другу и к полу.
23. Выпрямлять голени.
24. Выпрямлять спину.
25. Выравнивание спины и шеи.
При выполнении рукуʼ желательно, чтобы спина молящегося была прямой и образовывала с выпрямленными ногами угол в 90 градусов. Голову также желательно держать ровно – так, чтобы она была как бы продолжением спины, то есть не поднимать и не опускать ее.
26. Выход из рукуʼ.
27. Стоять после него, замерев.
При возвращении из рукуʼ в вертикальное положение желательно произносить: «СамиʼаЛлаху ли ман хамидах» («Слышит Аллах того, кто Его восхваляет»).
При стоянии после рукуʼ говорится: «Роббана лякаль-хамд» (см. пункт 11 в предыдущем уроке).
Одни ученые назвали эти два действия сунной, другие же ученые посчитали их ваджибом, поскольку это дополнение, завершение рукна. Это мнение выбрал имам Ибн Хумам. Также замереть, стоя после рукуʼ, — ваджиб, согласно мнению этой группы ученых.