Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 21
Сунны намаза (часть 5)
46. Поворачивать (голову) направо, затем налево при саляме.
Желательно давать салям для выхода из намаза таким образом: поворачивая голову направо, прознести «ассаляму алейкум ва рахматуллах», затем, поворачивая голову налево, повторить салям в той же форме.
Давать салям, произнося только «ассаляму алейкум» или «салямун алейкум», не нужно, поскольку тем самым человек упускает сунну, однако намаз будет действителен.
Добавлять же «…ва баракатуху» в намазе по мнению одних ученых — нововведение, другие же говорят, что в этом нет проблемы, опираясь на хадис, приведенный в сборниках Абу Дауда и Ибн Хиббана.
Если человек по ошибке или намеренно даст салям, повернув сначала голову налево, то ему следует затем дать салям, повернув голову направо и не повторять салям налево. Если первый салям он даст, смотря вперед, то второй следует дать, повернув голову налево.
Если молящийся по ошибке даст только один салям, а затем встанет, то ему следует вернуться и дать второй салям, если он не сделал того, что нарушает намаз (не повернулся спиной к кибле, не заговорил и т. д.).
47. Намерение имама – приветствовать мужчин, ангелов и праведных джиннов при обоих салямах, согласно сильному мнению. Намерение муктади – (приветствовать) имама (при повороте головы) в одну сторону, а если имам перед ним, то в обоих салямах, наряду с джамаатом, ангелами и праведными джиннами. Намерение совершающего намаз в одиночку – приветствовать только ангелов.
Здесь речь идет о том, кого следует приветствовать, давая салям для выхода из намаза. Имаму желательно иметь намерение приветствовать:
Следующий за имамом (муктади) намеревается приветствовать имама при саляме направо, если имам справа от него, или налево, если имам слева. Если имам находится перед ним, то в обоих салямах. Также, подобно имаму, он оба раза приветствует джамаат, ангелов и праведных джиннов.
Намерение же совершающего намаз в одиночку — приветствовать только ангелов, поскольку у него нет ни имама, ни джамаата из людей и джиннов.
Имам Шурунбуляли отмечает, что к этой сунне надо относиться внимательно, поскольку мало кто из знающих людей вспоминает про намерение в саляме, не говоря уже о простых верующих. Надо полагать, что за 350 лет, прошедших с момента написания книги, положение дел только ухудшилось.
48. Произносить второй (салям) тише, чем первый.
Имам Ибрахим аль-Халяби, автор «Мунья аль-мусолли», указал на то, что эта сунна касается только имама.
49. Произносить (салям) одновременно с салямом имама.
Это мнение имама Абу Ханифы. Имам Абу Юсуф и Мухаммад (да будет Аллах доволен ими троими) посчитали лучшим для муктади начинать давать салям лишь по завершении второго саляма имама, поскольку таким образом он дольше пробудет в поклонении и чуть позже вернется к мирскому.
50. Начинать справа.
Давать салям, повернув голову сначала направо, а затем налево. Об этом уже было сказано в пояснениях к пункту 46.
51. Для масбука — ожидание саляма имама.
Тот, кто присоединился к джамаату после рукуʼ первого ракаата, называется «масбуком». Ему желательно не давать салям одновременно с салямом имама, поскольку имам до его присоединения к джамаату мог совершить какую-нибудь ошибку и после первого саляма совершит саджда ас-сахв. Ему следует подождать, пока имам даст второй салям, а только затем, убедившись, что имам не будет выполнять саджда ас-сахв, дать салям самому.