Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 24
Способ совершения намаза (часть 2)
Затем кладет правую руку на левую (и складывает их) под пупком сразу после вступления (в намаз) без задержки и читает вступительное дуа:
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ وَتَبَارَكَ اسْمُكَ وَتَعَالَى جَدُّكَ وَلاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
Под словами «без задержки» имеется в виду, что мужчина складывает руки под пупком сразу же после поднятия их при вступительном такбире, не опуская их.
Вступительное дуа в такой форме передают от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в своих сборниках многие мухаддисы, и среди них: имамы Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи, Ахмад, Байхакы и многие другие. А что касается вступительного дуа, которое передано в хадисе от Али, да будет Аллах им доволен, и которое выбрали шафииты («Ваджахту…»), то наши имамы решили, что его чтение было отменено, как сказано в «Аль-Ихтияр», и что оно может читаться в намазе тахаджжуд после «сана».
Теперь что касается смысла вступительного дуа «сана»:
«СубханакаЛлахумма ва бихамдик»: «Тебе не присущи никакие недостатки, а присущи Твоей Сущности все атрибуты совершенства. И Тебя я восхваляю».
«Ва табарака смук»: «Имя Твое также пречисто и вечно».
«Ва таʼаля джаддук»: «Возвысилась Твоя власть и величие, и Ты ни в чем не нуждаешься».
«Ва ля иляха гейрук»: «И нет ничего и никого, достойного поклонения, кроме Тебя».
Также, по мнению имама Мухаммада, да будет доволен им Аллах, можно после «таʼаля джаддук» добавлять «джалля санаук».
И каждый молящийся читает вступительное дуа…
И мунфарид (совершающий намаз в одиночку), и муктади (совершающий его за имамом). Однако если имам начнет читать Коран, то муктади должен сразу же прервать чтение вступительного дуа, поскольку читать его желательно, а молчать, когда читают Коран, — обязательно.
…затем тихо произносит «таʼаввуз» перед чтением (Корана). Это делает масбук, но не муктади.
Затем он произносит: «Аʼузу биЛляхи мина-ш-шайтани-р-раджим». Это желательно произнести также и масбуку (присоединившемуся к джамаату после первого рукуʼ имама) после вступительного дуа, конечно, при условии, что имам не читает в это время Коран. Если человек присоединился в рукуʼ или суджуде, то дуа и таʼаввуз читать не нужно.
Муктади произносить «таʼаввуз» не нужно, поскольку, как мы сказали, его произносят перед чтением Корана, а муктади Коран в намазе не читает. Однако, согласно мнению имама Абу Юсуфа, да будет доволен им Аллах, муктади все-таки желательно таʼаввуз произнести.
И читается (таʼаввуз) после такбиров в двух праздничных намазах.
После вступления в праздничный намаз молящиеся сначала совершают дополнительные такбиры, а лишь затем перед самым чтением суры «Аль-Фатиха» произносится таʼаввуз.
Затем тихо произносится «басмала». И она произносится в каждом ракаате только перед сурой «Аль-Фатиха».
После таʼаввуза произносится: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим». Это также касается всех молящихся и всех намазов. Слова «только перед сурой «Аль-Фатиха»» указывают на то, что перед чтением второй суры или аятов басмала не читается повторно. Это не будет сунной, но и нежелательности в повторении басмалы нет.
Затем (он) читает «Фатиху». Имам и муктади произносят «амин» тихо.
Затем читается (другая) сура или три аята.
После чтения суры «Фатиха» обязательно (ваджиб) прочитать другую суру полностью, или три коротких аята, или же один длинный.
Затем совершается такбир для рукуʼ, (в рукуʼ) он (молящийся) замирает, выровняв спину и голову, обхватив руками колени, расставив пальцы (рук), и произносит тасбих три раза, и это наименьшее количество.
Такбир следует начинать еще стоя, одновременно с началом поклона, растягивая его на все время перехода и оканчивая, как только достигнешь положения рукуʼ, после чего следует сразу же начать произносить тасбихи. Так желательно делать, для того чтобы все действия намаза, включая перемещения от одного рукна к другому, сопровождались зикром и чтобы в намазе не было ни секунды молчания.
Расставлять пальцы — это касается только мужчин.
Произнести «Субхана Роббияль-азым» три раза — это наименьшее количество для полного выполнения сунны.
Читать Коран в рукуʼ, суджуде и в сидении для чтения ташаххуда нежелательно (макрух тахриман) из-за запрета Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в хадисе, приведенном в «Сахихе» Муслима. Поэтому очень важно, чтобы тот, кто читает дуа после ташаххуда и салавата словами Корана, делал это с намерением на дуа, а не на чтение Корана, поскольку чтение Корана в его положении — грех.