Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 25
Способ совершения намаза (часть 3)
Затем он (молящийся) поднимает голову (выпрямляется) и замирает, говоря: «СамиʼаЛлаху ли ман хамидах, Роббана лякаль-хамд», – если (он) имам или мунфарид. А муктади ограничивается «тахмидом».
Смысл «самиʼаЛлаху ли ман хамидах»: «Аллах принимает хвалу того, кто Его восхваляет». И тут не имеется в виду «слышит» в буквальном смысле, поскольку очевидно, что Всевышний Аллах слышит абсолютно все. Так мы говорим: «Аллах услышал его мольбу», – имея в виду, что Он принял ее и выполнил то, о чем человек просил.
Обе эти формулы восхваления Всевышнего произносят имам и мунфарид. При выходе из рукуʼ произносится первая, а в стоянии после выпрямления — вторая.
А муктади произносит только: «Роббана лякаль-хамд», – поскольку в хадисе, переданном Бухари и Муслимом, говорится: «Когда скажет имам: «СамиʼаЛлаху ли ман хамидах», – скажите: «Роббана лякаль-хамд»».
Затем (молящийся) произносит такбир, опускаясь в суджуд.
Как мы сказали, начинать произносить такбир следует стоя, а заканчивать – уже замерев в земном поклоне, и затем нужно без паузы начать произносить тасбихи.
Затем он ставит колени, затем – руки, затем – лицо между ладоней и совершает суджуд, (опираясь) на нос и лоб, замирая и произнося тасбих три раза, и это наименьшее (его количество), отдаляя живот от бедер и плечи от подмышек, если нет тесноты, направив пальцы рук и ног в сторону киблы.
Здесь описан способ, соответствующий Сунне. Если молящемуся тяжело по уважительной причине опускаться таким образом, он может делать это более удобным ему способом.
Тасбих в суджуде: «Субхана Роббияль-Аʼля».
Если же намаз совершается в тесноте, то плечи следует прижать к бокам, чтобы не доставлять неудобства соседям.
И женщина собирается (прижимает части тела друг к другу) и прижимает живот к бедрам.
И (молящийся) садится между двумя суджудами, кладя руки на бедра и замирая.
При сидении между двумя суджудами ладони кладутся на бедра ближе к коленям. Мужчина и женщина садятся так, как они садятся для чтения ташаххуда. Замереть (итмиънан) в таком положении — также ваджиб, по самому сильному мнению.
Не передается никакого конкретного зикра, который бы читался в этом положении. А то, что пришло в хадисах, например:
اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِيْ وَارْحَمْنِيْ وَعَافِنِيْ وَاهْدِنِيْ وَارْزُقْنِيْ
«Алахумма гфир ли ва рхамни ва ʼафини ва хдини ва рзукни» («О Аллах, прости меня, помилуй меня, дай мне здоровья, наставь меня и дай мне пропитание!») – и др., ученые относят к намазу тахаджуд и вообще к нафль-намазам.
Однако имам Ибн Абидин аш-Шами в «Радд аль-Мухтар» пишет, что, хотя чтение этого (и подобных) дуа не является сунной в нашем мазхабе, оно также не является нежелательным, поэтому мы можем последовать в этом вопросе за мнением другого мазхаба (как указал на это имам аль-Хальвани) и читать это дуа (это сунна у шафиитов). Однако при этом надо иметь в виду, что у шафиитов задерживаться в сидении между двумя суджудами — нежелательно, а задерживаться сильно — нарушает намаз. Также Ибн Абидин пишет, что можно просто несколько раз произнести: «Робби гфирли» («О Господь! Прости меня»).
Затем он произносит такбир и совершает суджуд, замерев, и произносит тасбих три раза, отдаляя живот от бедер и расставляя плечи.
Второй суджуд совершается точно так же, как первый.
Затем он поднимает голову, произнося такбир для подъема, не опираясь на землю руками и не садясь.
Не опираться руками и не садиться — это способ выхода из суджуда по сунне. Если человек по состоянию здоровья, например, не может так вставать, он имеет возможность делать это так, как ему легче.
Краткое сидение после второго суджуда называется в фикхе «джальсатуль-истираха» (букв.: сидение для отдыха), и это сунна у шафиитов в первом и третьем ракаате намаза, но не у нас.