Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 26
Способ совершения намаза (часть 4)
Второй ракаат как первый, кроме того, что он (молящийся) не читает «сана» и «таʼаввуз».
И поднимать руки не является сунной, кроме (следующих случаев:)
Поднятие рук при рукуʼ и при выходе из него – макрух, однако это не нарушает действительность намаза, по сильному мнению мазхаба.
Далее автор перечисляет ситуации, в которых поднятие рук установлено сунной:
1. вступление в любой намаз;
2. при такбире для «Кунут» в намазе витр;
3. при дополнительных такбирах в праздничных намазах;
В этих трех случаях руки поднимаются на уровень ушей.
4. когда видишь Каабу;
В этом случае речь идет о поднятии рук ладонями кверху для мольбы при виде Священной Каабы. Это одна из тех ситуаций, где дуа принимается, поэтому некоторые ученые советуют возле Каабы просить Аллаха сделать так, чтобы и в остальное время твои дуа принимались.
5. при целовании Черного камня;
В этом случае ладони направлены в сторону камня. В пунктах с 4 по 9 говорится о действиях хаджа и умры.
6. при стоянии на Сафа и Марва;
В этом случае и во всех последующих имеется в виду поднятие рук ладонями вверх для чтения дуа.
7. при стоянии на Арафа;
8. в Муздалифа;
9. при кидании камней в первый и средний джамараты.
Желательно останавливаться для чтения дуа после кидания камней в джамараты в случае, если затем снова будут снова кидаться камни. Поэтому после последнего джамарата (аль-акаба) дуа не читается.
10. при тасбихе после намазов.
После завершения намаза читаются определенные тасбихи и зикры (о них в книге будет отдельная глава), затем желательно прочитать дуа, при котором также поднимают руки.
Вообще упомянутые здесь десять случаев выделяются учеными особо, поскольку они все отмечены в хадисах. Помимо них, руки желательно поднимать во всех дуа, которые совершает мусульманин.
Когда человек завершит два суджуда второго ракаата, он кладет плашмя левую ногу и садится на нее, и ставит прямо правую ногу, направив ее пальцы в сторону киблы, и кладет руки на бедра, раскрыв ладони.
Таким образом, чтобы кончики пальцев совпали с границей колен.
А женщина садится в позу «таваррук».
То есть садится на землю, выпустив из-под себя ноги вправо, как мы уже говорили.
И (молящийся) читает ташаххуд, (переданный) от Ибн Масʼуда, да будет доволен им Аллах, и вытягивает указательный палец в ташаххуде, поднимая его при отрицании и опуская при утверждении. И он не добавляет (ничего) к ташаххуду в первом сидении.
После чтения ташаххуда в первом сидении не читается ни салават, ни дуа. После него нужно сразу же встать для совершения третьего ракаата.
Дальше автор разбирает смысл той формы ташаххуда, которую выбрали ханафиты.
И это:
اَﻟﺘَّﺤِﻴَّﺎتُ ﻟِﻠّٰﻪِ وَاﻟﺼَّﻠَﻮَاتُ وَاﻟﻄَّﻴِّﺒَﺎتُ٠ اَﻟﺴَّﻠﺎَمُ ﻋَﻠَﻴْﻚَ اَﻳُّﻬَﺎ اﻟﻨَّﺒِﻰُّ وَرَﺣْﻤَﺔُ اﻟﻠّٰﻪِ وَﺑَﺮَﻛَﺎﺗُﻪُ٠ اَﻟﺴَّﻠﺎَمُ ﻋَﻠَﻴْﻨَﺎ وَﻋَﻠَﻰ ﻋِﺒَﺎدِ اﻟﻠّٰﻪِ اﻟﺼَّﺎﻟِﺤٖﻴﻦَ٠ اَﺷْﻬَﺪُ اَنْ ﻟَﺎٓ اِﻟٰﻪَ اِﻟّٰﺎ اﻟﻠّٰﻪُ وَاَﺷْﻬَﺪُ اَنَّ ﻣُﺤَﻤَّﺪاً ﻋَﺒْﺪُهُ وَرَﺳُﻮﻟُﻪُ
Транскрипция:
«Ат-тахийяту лиЛлях, ва ссолявату ва ттоййибат, ас-саляму ʼаляйка айюхан-набийю ва рахматулЛлахи ва баракатух, ас-саляму ʼаляйна ва ʼаля ʼибадиЛляхи-с-солихин, ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан ʼабдуху ва расулюх».
Хадис с этой формой ташаххуда приводится в шести основных сборниках хадисов (кутуб ситта). Имам Тирмизи так сказал про него: «Самый достоверный хадис, переданный от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о ташаххуде – это хадис Ибн Масʼуда. Его практиковало большинство ученых из числа сподвижников и табиинов».
Далее имам Шурунбуляли в толковании на «Нур аль-идах» разбирает смысл ташаххуда:
«Ат-тахият»: имеются в виду приветствия и все благие слова – то есть все виды поклонения словами.
«Ас-соляват»: поклонение, совершенное телом.
«Ат-тоййибат»: поклонение, совершенное имуществом, такое как выплата закята или милостыни.
Все эти виды поклонения совершаются только ради Всевышнего Аллаха и обращены к Нему. И это те слова, которыми наш господин Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к Господу в ночь вознесения (исра). И Всевышний ответил ему:
«Ас-саляму ʼаляйка айюхан-набийю ва рахматулЛлахи ва баракатух».
Аллах ответил приветствием на приветствие, обещанием милости за поклонение тела и обещанием блага (барака) в имуществе за поклонение, совершенное посредством него.
И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, по великой милости своей упомянул затем других пророков, ангелов, праведных джиннов и людей, сказав:
«Ас-саляму ʼаляйна ва ʼаля ʼибадиЛляхи-с-солихин»
«Мир нам и всем праведным рабам Аллаха».
И ангелы ответили на это, свидетельствуя, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – раб его и посланник.
И молящемуся следует произносить эти слова от себя, осознавая их смысл, то есть приветствуя ими Господа, Его Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), себя и всех аулия.
И (молящийся) читает суру «Аль-Фатиха» (в ракаатах) после второго, затем садится и читает ташаххуд, затем салават Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, затем читает дуа словами, похожими на Коран и Сунну.
Чтение «Фатихи» в третьем и четвертом ракаате обязательных намазов – сунна, как было сказано.
Садиться в последнем сидении мужчине и женщине желательно так же, как в первом.
После чтения ташаххуда желательно прочитать салават Пророку, наилучшая форма которого – «Солятуль-ибрахимийя», а затем дуа, учитывая те его условия, которые мы разбирали в главе про сунны намаза.
Затем дает салям направо и налево, говоря: «Ас-саляму ʼаляйкум ва рахматуллах», с намерением (дать салям) тем, кто рядом с ним, как было (сказано) раньше.