Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 28
Условия действительности следования за имамом (часть 1)
«Условий действительности следования за имамом четырнадцать:
1. Намерение муктади на следование одновременно со вступлением (в намаз)«.
Для действительности следования за имамом в коллективной молитве муктади должен иметь соответствующее намерение дополнительно к намерению на совершение намаза: либо в сам момент вступления в намаз, либо до этого, но при условии, что между намерением и вступлением в намаз не было чего-то постороннего, такого как разговор или прием пищи, например.
«2. Намерение мужчины быть имамом — условия действительности следования женщин за ним».
Это условия касается также пятничного намаза и двух праздничных, по мнению большинства ученых, как пишет имам аш-Шурунбуляли. Однако имам Ибн Абидин аш-Шами посчитал более сильным мнение, что в пятничном и праздничных намазах намерение имама быть имамом не ставится условием.
Что касается погребального (джаназа) намаза, то там данное намерение не будет условием единогласно.
«3. Чтобы пятки имама были впереди пяток муктади».
Учитывается именно положение пяток: если, например, пальцы ног муктади находятся впереди пальцев ног имама из-за того, что ступни муктади длиннее, но при этом пятки имама все же стоят впереди пяток муктади, то намаз муктади действителен.
«4.Чтобы положение (имама) не было ниже (положения) муктади».
Это значит, что совершающий желательный намаз не может быть имамом для того, кто выполняет фард. Также ма’зур (тот, чье омовение неполноценно) не может быть имамом для того, у кого нет ‘узра.
«5. Чтобы имам не выполнял фард иной, чем его фард (муктади)«.
Намаз муктади не действителен, если он совершает другой фард-намаз, нежели его имам. Например, имам читает аср-намаз, а муктади — зухр. Или имам читает зухр, а муктади восполняет за ним зухр предыдущего дня.
Также не действителен намаз муктади за имамом, если они оба совершают назр-намаз (намаз, данный как обет Аллаху), если они дали обет независимо. В этом случае намаз, обещанный Аллаху, становится обязательным только для того, кто дал обет его выполнить. Также нельзя молиться тому, кто выполняет назр-намаз за тем, кто выполняет намаз, который поклялся совершить, поскольку такой намаз остается нафлем, ведь у поклявшегося есть выбор между выполнением клятвы — то есть совершением намаза — и искуплением клятвы (каффара).
«6. Чтобы (имам) не был мукымом для путника, (выполняющего) четырехракаатный намаз после его времени».
В данном случае это частный случай четвертого условия: положение имама и муктади не совпадут в сидении и чтении Корана.
Рассмотрим эту ситуацию подробно. Так, путник следует за имамом-мукымом (тем, кто не находится в пути) в первых двух ракаатах намаза. Первое сидение будет фардом для муктади, поскольку он путник и должен сокращать четырехракаатный намаз до двух ракаатов, следовательно сидение в конце второго ракаата для него фард. А для имама это сидение — ваджиб. А положение ваджиба ниже положения фарда, следовательно, положение имама ниже положения муктади. Далее: в третьем и четвертом ракаате чтение имама — сунна в случае, если он читал Коран в первых двух ракаатах, а в случае муктади — фард, поскольку для него это новый намаз. В этом случае также положение имама окажется ниже положения муктади.
Ограничение этого условия четырехракаатным намазом означает, что следование путника за мукымом в двух и трехракаатном намазе действительно, ведь они не сокращаются в пути.
Ограничение «после его времени» указывает на то, что если путник совершает намаз за имамом-мукымом своевременно, то его следование за ним действительно и ему обязательно совершить четыре ракаата.