Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 31
Условия действительности следования за имамом (часть 4)
Мы разобрали 14 условий действительности следования муктади за имамом в коллективном намазе. В конце этого раздела автор «Нур аль-идах» разъясняет некоторые вопросы, связанные с основной темой.
«Следование совершившего омовение за совершившим таяммум действительно.»
Таково мнение имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да будет Аллах ими доволен, поскольку они считали, что очищение совершившего таяммум равноценно омовению. Однако все три имама единогласны в дозволенности такого следования в погребальном (джаназа) намазе.
«И (действительно следование) помывшего за протирающим.»
Тот, кто совершил полноценное омовение и вымыл ноги, может следовать за имамом, протирающим хуффы или повязку, если только из раны ничего не вытекает. Если же вытекает кровь и т. п., то имам будет считаться ма’зуром при наличии у него всех условий, предъявляемых к ‘узру, и следовать за ним тому, у кого нет ‘узра, нельзя.
«И (действительно следование) стоящего за сидящим или горбатым.»
Намаз того, кто выполняет его полноценно, то есть может стоять и совершать руку’ и суджуд, за имамом, который сидит, но при этом выполняет руку’ и суджуд полноценно, а не наклонами головы, действителен. Обязательный намаз за сидящим имамом, выполняющим руку’ и суджуд наклонами головы, не действителен единогласно.
Если имам горбатый, но не настолько, что стоит так, как будто совершает руку’, намаз за ним действителен единогласно.
Если же спина имам согнута настолько, что он как будто находится в руку’, то намаз за ним все равно действителен, согласно самому сильному мнению.
«И (действительно следование) делающего намаз жестами за подобным ему.»
Например, если имам и муктади оба сидят или лежат и совершают руку’ и суджуд наклонами головы, такое следование действительно. Также действительно следование лежащего за сидящим, но не наоборот.
«И (действительно следование) совершающего нафль (намаз) за совершающим фард.»
Положение совершающего обязательный намаз сильнее, чем совершающего нафль. В этом случае муктади тоже не должен читать Коран за имамом. Если имам совершает четырехракаатный фард-намаз, то и муктади должен совершать четыре ракаата. Если же совершающий нафль оказался масбуком, то во всех восполняемых ракаатах он должен читать Коран, согласно правилу для нафль-намазов.
«Если выяснилась недействительность намаза имама, (муктади) восполняет (намаз).»
Это обязательно. Если же намаз имама нарушился после чтения ташаххуда в последнем сидении и до саляма, то джамаату восполнять этот намаз не нужно.
Из этого правила существуют три исключения: это ситуации, в которых намаз муктади не нарушается:
И имаму обязательно объявить джамаату о восполнении их намаза по мере возможности, согласно выбранному мнению.
Если намаз имама нарушился, то ему следует объявить об этом джамаату так, чтобы они могли этот намаз восполнить. Он может объявить об этом вслух или, допустим, повесить объявление в мечети. Подобно этому, если видишь кого-то, кто совершает омовение загрязненной наджасой водой или того, на чьей одежде увидел наджасу, обязательно сообщить такому человеку о проблеме.
Урок 32