Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 33
Кто наиболее достоин быть имамом
Если речь идет о выборе имама для мечети, то решение должны принимать управляющие вакфом, который содержит данную мечеть («Хайр аль-Бакы»). В этом разделе книги речь идет о ситуации, когда люди собрались в каком-либо месте и, решив выполнить намаз джамаатом, должны принять решение, кто именно из мужчин будет имамом в этом намазе.
«Если среди присутствующих нет хозяина дома…»
Если группа собралась в чьем-либо доме, то право быть имамом принадлежит его хозяину (и неважно, владелец он или, скажем, арендатор), даже если он не самый знающий среди присутствующих, не лучше всех читает Коран и т. п. Однако хозяин может отказаться и выбрать кого-то другого.
«…местного имама или представителя власти, то наиболее достоин быть имамом самый знающий.»
Тот, кто лучше знает хукмы намаза: его условия, рукны, что его нарушает и т. д. При этом важно, чтобы избранный человек не был известен как явный грешник.
«Затем тот, кто лучше читает (Коран).»
Тот, кто лучше других присутствующих соблюдает правила таджвида при чтении, а не просто знающий больше остальных из Корана наизусть.
«Затем самый набожный.»
Обладатель качества, которое по-арабски называется «аль-вараʼ», то есть он не только выполняет обязательное и не совершает запретное, но еще и отстраняется от сомнительного.
«Затем старший по возрасту, кроме случая, когда этот пожилой человек недавно принял Ислам.»
В такой ситуации (если пожилой человек недавно принял Ислам) тот, кто дольше в Исламе, будет иметь преимущество перед старшим по возрасту («Хайр аль-Бакы»).
«Затем тот, у кого лучший нрав.»
Это определяется тем, насколько человек соблюдает исламскую этику (адаб) в обществе, а не просто по положительным качествам, например, если он добр и отзывчив.
«Затем самый красивый.»
В комментарии автора сказано: «Внешняя красота – это признак внутренней красоты. И это увеличивает стремление людей совершать намаз джамаатом» («Маракиль-Фалях»).
«Затем тот, у кого самое благородное происхождение.»
Причина этого тоже заключается в том, что такого человека в традиционном обществе уважают и это привлекает людей к коллективной молитве.
«Затем тот, у кого самый приятный голос.
Затем тот, у кого самая чистая одежда.»
Это также привлекает симпатии людей, кроме того, с наименьшей вероятностью на его одежде присутствует наджаса.
В отношении же того, кто более достоин быть имамом: местный житель или путник, — в нашем мазхабе есть расхождения. В «Хайр аль-Бакы», однако, сказано, что руководить молитвой предпочтительно местному.
«Если они равны, то бросают жребий или выбирают люди. Если будут разногласия, то учитывается мнение большинства.»
Если есть несколько человек, которые равны друг другу в вышеуказанных качествах, то можно бросить жребий: на кого выпадет — тот и будет руководить намазом. Другой вариант: предоставить джамаату самому решать. Однако это допускается только в случае, когда они равны. Нельзя выбрать того, у кого самый приятный голос, если среди людей есть тот, кто в совершенстве знает фикх омовения и намаза.
«Если же (имамом) выдвигают не самого достойного, то они поступают плохо.»
Однако это не грех, если имамом выберут праведного человека, достойного руководить молитвой (пусть и не первого по указанным качествам). И грехом будет, если выдвинут недостойного. Более того, это близко к куфру, поскольку в этом есть элемент принижения знания и умения правильно читать Коран («Хайр аль-Бакы»).