Виды шариатских решений (хукм) в ханафитском мазхабе: краткая памятка
Установлен однозначным доводом (далиль кат’и) (то есть аятом или хадисом мутаватир). Обязательно его совершать и подтверждать его обязательность в сердце. Кто не подтверждает сердцем – кафир. Кто подтверждает, но не делает – грешник.
Примеры: пост, хадж, намаз.
Установлен далилем занни (например, хадисом хабар ахад). Необходимо его совершать, как и фард, но за его отрицание не выносят такфир.
Пример: намаз витр.
Примечание: человек, который отрицает ваджиб на основе ЗАКОННОГО толкования (таавиль), не грешник. Иными словами, для нас шафиит, пропускающий витр, который считается необязательным в шафиитском мазхабе, не грешник. А вот ханафиты, которые пропускают витр, грешат.
Она делится на муаккада и гейр муаккада. За совершение любой сунны полагается награда. Сунну совершать рекомендуется, но не обязательно.
Пример: читать четыре ракаата перед намазом зухр, вымыть руки до запястий перед малым омовением.
Пример: начинать справа при омовении, читать четыре ракаата перед намазом аср.
Пример: желательные намазы, не связанные ни с каким временем и ни с каким обязательным намазом.
Пример: носить длинные волосы мужчине, носить чалму.
Это никак не маркированные действия. За их совершение нет награды, но за отказ от них нет ни порицания, ни греха.
Пример: ходить, сидеть, носить синее.
Есть два вида нежелательности:
Макрух танзихан – это нежелательно, однако совершение такого действия не грех.
Пример: расходовать слишком много воды при омовении.
Макрух тахриман – нежелательное, близкое к запретному. Совершение такого поступка – грех. Это основано на далиле занни (см. выше). В каком-то смысле макрух тахриман – это противоположность ваджибу. ДЕЛАТЬ МАКРУХ ТАХРИМАН НЕЛЬЗЯ.
Примеры: ходить женщине в мечеть, поститься в день Ид аль-Фитр.
Установлено однозначным доводом (далиль кат’и). Это строго запрещено совершать. Совершение такого поступка – грех.
Пример: прелюбодействовать, есть свинину.
Обсуждение порядка вынесения шариатских решений и их сути – дело муджтахидов и специалистов в основах мазхаба, на что я ни в коей мере не претендую. Более сложные термины и разногласия не освещены (например, расхождения ученых насчет терминов «мандуб» и «мустахабб»). Цель этой работы – объяснить картину в общем, чтобы русскоязычные студенты в начале изучения ханафитского мазхаба не путались в терминах.
Благодарю сестру Амаль за составление схемы.
Малика Умм Яхья