Восполнить всё,
или как правильно возместить долговые намазы и посты
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Отвечая на многочисленные вопросы о пропущенных постах и намазах, автор счел, что необходимо составить краткий цикл статей, посвященных разным аспектам восполнения поклонения: строго научным, практическим и духовным. Правила изложены в соответствии с ханафитским мазхабом в исламском праве.
С ситуацией, когда необходимо восполнить намаз, могут столкнуться как мусульмане, не практикующие религию, так и те, кто соблюдает установления Шариата. Это может быть разовый пропуск намаза (например, если человек случайно проспал утреннюю молитву) или десятилетия долговых намазов (когда этнические мусульмане приходят к соблюдению религии по итогам «кризиса среднего возраста» или вовсе в старости).
Безусловно, читать намаз обязательно (фард). Совершеннолетний мусульманин в идеале не должен пропускать ни одного обязательного намаза. Иногда, впрочем, он вынужден восполнять намаз не по своей вине – и грех пропуска намаза не записывается. Итак, попробуем разобраться, в каких случаях может так получиться, что намаз пропущен и его нужно возместить, а когда – восполнять не нужно.
Какие пропущенные намазы восполнять не нужно?
1. Намазы, пропущенные женщиной в состоянии легальной менструации (хайд) и послеродового очищения (нифас), не восполняются. Однако, для того чтобы воспользоваться этим правилом, нужно знать, как рассчитывать дни хайда и нифаса по Шариату. Это правило не означает, что женщине не надо восполнять все намазы, которые она пропустила, когда у нее были кровяные выделения. Оно означает другое: женщине следует правильно рассчитать дни шариатской менструации, и восполнять намазы, пропущенные в эти дни, не следует, однако может быть такое, что ей придется восполнить несколько дней намазов, пропущенных во время кровотечения, которое не считается ни хайдом, ни нифасом, как выяснилось впоследствии. Об этом будет рассказано чуть подробнее в других главах.
2. По ханафитскому мазхабу обязательный намаз, который женщина не успела совершить, поскольку менструация началась во время этого намаза, не восполняется, даже если кровотечение началось непосредственно во время совершения этого намаза, то есть она уже успела вступить в обязательный намаз.
3. Не обязательно восполнять намазы, пропущенные до достижения совершеннолетия. Совершеннолетие, однако, по Шариату наступает значительно раньше, чем мы можем подумать: девочки становятся совершеннолетними с первой менструацией, а мальчики – с первой эякуляцией; если ни того, ни другого долго не происходит, то ребенок становится совершеннолетним, когда ему исполнится 15 лунных лет.
4. Не обязательно восполнять намазы, пропущенные до принятия Ислама (при условии, что до этого человек был изначально неверующим (кафир асли)).
5. Не обязательно восполнять намазы, пропущенные в обмороке или коме, если их больше пяти.
6. Не обязательно восполнять намазы, если человек пропустил их, будучи сильно болен, так что был не в состоянии даже слегка наклонять голову, и их более пяти. В такой ситуации обязанность совершать своевременный намаз спадает. Если намазов больше пяти, то намазы можно не восполнять, как и человеку в обмороке. Однако по этому вопросу есть расхождения (иное мнение – что восполнять все равно надо), однако вышеизложенное – более правильно, и это мнение передается, к примеру, в «Фатава Захирия». Человек может попасть в такую ситуацию, если, например, парализован.
Какие намазы восполнять надо?
1. Надо восполнить намазы, пропущенные случайно. Например, мусульманин поставил будильник на фаджр и проспал. Или забыл, что надо сделать намаз, или не заметил, что время намаза уже кончилось. За такой пропуск намаза грех не записывается, однако возместить все равно обязательно. И при возмещении человек уже не получит той награды, которую он получил бы, если бы совершил намаз вовремя. Если же он не восполнит этот намаз до конца жизни, то ему запишется грех.
2. Надо восполнить намазы, пропущенные намеренно. И тут неважно, человек помнит о намазе и сознательно игнорирует его или просто не практикует религию, будучи мусульманином. Таким образом, если этнический мусульманин не совершал намаз в течение какого-то времени, то ему следует восполнить намазы, пропущенные с наступления совершеннолетия и до времени, когда он начал читать намаз. Напоминаю, что совершеннолетие в Исламе связано с наступлением половой зрелости: с первой менструацией у девочек и первой эякуляцией у мальчиков.
3. Человеку, пропустившему намазы из-за паралича (смотри выше), обморока или комы, следует их восполнить, если их пять или меньше.
4. Хотя женщина и не восполняет обязательные намазы, пропущенные в период менструации и послеродового кровотечения, может возникнуть такая ситуация, что ей нужно будет восполнить намазы за некоторое количество дней, поскольку постфактум выяснилось, что то, что она принимала за менструацию (хайд), оказалось метроррагией (истихада). Проще говоря, например, она думала, что у нее месячные и не молилась, а потом кровотечение превысило 10 дней – и все расчеты изменились: кровь, которую она считала кровью менструации, перестала считаться таковой. Так, например, если кровотечение превышает 10 полных дней, женщина должна «вернуться к адату», то есть месячными будет считаться только тот период, который соответствует ее последним действительным месячным (чаще всего адатом будет выступать менструация прошлого месяца). За пропуск намазов таким образом грех не записывается, однако восполнить их обязательно. Чтобы вычислить подобные ситуации, где надо восполнить намазы, каждой женщине необходимо изучать женский фикх, то есть фикх женских маточных кровотечений.
5. Необходимо восполнить желательный намаз, если женщина успела в него вступить и у нее началась менструация.
6. Также следует восполнить намазы, которые вы совершали своевременно, однако они оказались не действительны. К сожалению, учитывая, как много в наши дни смуты и невежества, может выясниться, что ваши намазы, сделанные в прошлом, не действительны. Например, если женщина не совершала полное омовение (гусль) после конца менструации, или если мужчина не умывал лицо полностью в малом омовении, или если женщина читала намаз в коротком платье, открывающем большую часть ног. Внимание! Что нарушает намаз, а что – нет, это не предмет исследования в данном цикле статей. Если у вас есть вопросы по этой теме, обратитесь к знающему человеку – он подскажет, действителен или нет ваш намаз. Ничего не додумывайте сами. Мы еще раз немного коснемся этой темы, иншаАллах, в главе о том, как рассчитать количество пропущенных намазов.
Малика Умм Яхья