Кроме вышеупомянутых хадисов, Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да помилует его Аллах) передал от различных праведных предшественников (то есть необязательно из хадисов), что за некоторые другие дела также положена награда как за хадж.
Следующее взято из его бесценной работы «Латаиф аль-Маариф» (см. с. 357-359).
(1) Посещение пятничного намаза
Саид ибн аль-Мусайяб (да помилует его Аллах) сказал: «Посещение пятничного намаза для меня лучше, чем желательный хадж».
Хафиз Ибн Асакир (да помилует его Аллах) передал то же от имама аль-Авзаи (да помилует его Аллах) (Хафиз ибн Раджаб (да помилует его Аллах) подкрепил это еще двумя сообщениями).
(2) Посещение праздничного (Ид) намаза
Некоторые сподвижники (да будет Аллах ими доволен) сказали: «Посещение намаза Ид аль-Фитр вознаграждается как умра, а намаз Ид аль-Адха – как хадж».
(3) Ночной (иша) намаз в джамаате
Табиин Укба ибн Абдиль-Гафир (да помилует его Аллах) сказал: «Совершение ночного намаза в джамаате вознаграждается как хадж, а утренний (фаджр) намаз в джамаате – как умра» (В передаче в «Шуаб аль-иман» Байхакы говорится: «Наш господин Анас (да будет Аллах им доволен) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кто совершит вечерний (магриб) намаз в джамаате, получает награду как за один принятый хадж и одну умру»» («Шуаб аль-иман», хадис № 9304 и ад-Дайлями, хадис № 5676). Алляма Ираки сказал, что иснад слабый («Тахридж аль-Ихья», хадис № 1168). Тем не менее, в свете вышеприведенных слов и с последующим разъяснением Хафиза Ибн Раджаба (да помилует его Аллах), этот хадис получает подкрепление. Также см. «Шарх аль-Ихья» (т. 5, с. 127)).
(4) Помощь мусульманину
Имам Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Удовлетворение нужды мусульманина лучше для тебя, чем один хадж за другим!» (Также это передает Забиди (да помилует его Аллах) в «Шарх аль-Ихья» (т. 6, с. 292)).
(5) Исполнение всех обязательств
Процитировав это, Хафиз Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) пишет: «Исполнять все обязательные дела считается лучше, чем желательный (нафль) хадж и умра. Это согласно тому (хадису в «Сахихе» Бухари, где говорится о том,) что лучший путь приблизиться ко Всевышнему Аллаху – через исполнение обязательных дел. Однако многие считают, что легче совершить нафль-хадж и умру, чем выполнять другие обязанности (ваджибы), такие как выплату долгов и тому подобное».
(6) Воздержание от запретных (харам) дел также считается лучше, чем желательный хадж
Некоторые праведные предшественники говорили: «Отстраниться от крупинки неправильного лучше, чем пятьсот желательных хаджей».
Фудайл ибн Ияд (да помилует его Аллах) – великий мудрец своего времени – сказал: «Нет такого хаджа или джихада, который был бы важнее, чем сохранение языка [от произнесения запретного]».
(7) Любое благое дело, совершенное в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа
Хафиз Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) верно указал:
«Если в хадисе обещано, что любое благое дело в течение этих десяти дней превышает даже награду за джихад, который также считается лучше желательного хаджа, то это означает, что все хорошее, совершенное в эти десять дней, также превосходит по награде желательный хадж» (См. с. 390).
Заключение
1. Вышеперечисленные обещания награды, равной награде за хадж, относятся исключительно к самой награде. Это не значит, что человек, для которого хадж обязателен, может просто совершить одно из этих дел и успокоиться («Шарх Навави аля Муслим», хадис № 1256 и «Фатх аль-Муслим» (т. 6, с. 123)).
2. Имам Тирмизи (да помилует его Аллах) процитировал слова имама Исхака ибн Рахуя (да помилует его Аллах) о том, что эту награду следует понимать в свете хадиса, где говорится, что сура «Ихляс» равна одной трети Корана («Сунан» Тирмизи, после хадиса № 939). Подразумевается, что тот, кто ее прочитает, получит награду за чтение одной трети Корана. Но, поскольку он в действительности не прочитал ее, награда не будет умножаться («Шарх Навави» (т. 1, с. 271)). Награда за действительное совершение действия умножается в десять раз и более, согласно искренности и приложенным усилиям. Таким образом, человек, выучивший суру «Аль-Ихляс» и повторивший ее трижды, не становится хафизом Корана!
3. Цель этой работы – не в том, чтобы вы разочаровались в самом хадже. Как говорится, «нет ничего лучше настоящего». Муфтий Махмуд аль-Хасан Гангохи (да помилует его Аллах) разъяснил это в «Мальфузат».
Всевышний Аллах знает лучше, и пусть Он дарует нам тауфик исполнять все вышеперечисленное, а также возможность несколько раз поехать в настоящий хадж. Амин.
Мавляна Мухаммад Х. Абасумер
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.