Вопрос:
Я имам мечети; мне нужен ответ – можно ли допускать немусульман в мечеть и разрешать им находиться в мечети?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Согласно ханафитскому мазхабу, немусульманам дозволяется входить и находиться в мечети. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) принимал в мечети делегацию племени Сакыф, когда они были еще язычниками (1).
Муфтий Махмуд аль-Хасан Гангохи (рахимахуллах), большой муфтий Индии, дозволял вышеприведенное правило при соблюдении следующих условий:
1. Нахождение в мечети немусульман не приведет к вреду или смуте для мусульман.
2. Ничего не известно об их чистом/ оскверненном состоянии.
Ниже приводится перевод фетвы муфтия Махмуда аль-Хасана Гангохи.
Вопрос:
Если немусульманин (мужчина или женщина) входит в мечеть, и ничего не известно о том, находится ли он в состоянии осквернения или в состоянии чистоты, допустимо ли его пускать в мечеть? Будет ли грех на тех мусульманах, которые разрешили ему войти?
Ответ:
До тех пор, пока у нас нет точного знания о его (немусульманина) состоянии (что оно точно нечистое), и в его пребывании в мечети нет никакого вреда для мусульман, ему разрешается находиться в мечети. Так что на мусульманах, которые допустили его в мечеть, также не будет греха.
***
Согласно ханбалитскому и шафиитскому мазхабам, также разрешается немусульманам находиться в любой мечети, кроме мечети Аль-Харам в Мекке.
Согласно маликитскому мазхабу, нахождение немусульман в мечети считается макрух (нежелательным) (2).
А Аллах знает лучше.
Исмаил Десаи, студент Даруль-Ифта,
Дурбан, ЮАР
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
_______________________________
[1] يري الحنفية جوازه مطلقا الي المسجد الحرام و غيره لما روي أنه صلي الله عليه و سلم انزل وفد ثقيف في المسجد و كانوا كفارا ( الموسوعة الفقهية الكويتية ، ج 20، ص 244- 145، ادارة)
[2] فذهب الشافعية و الحنابلة و محمد بن الحسن من الحنفية الي أنه يحرم دخوله المسجد الحرام و لا يكره دخوله غيره و يري الحنفية جوازه مطلقا الي المسجد الحرام و غيره و كرهه المالكية ( الموسوعة الفقهية الكويتية، ج 20، ص 244، ادارة الشؤون الاسلامية)
و جاز دخول الذمي المسجد مطلقا و كرهه مالك مطلقا و كرهه محمد و الشافعي و احمد في المسجد الحرام ( الدر علي التنوير، ج 6، ص 387، ايج ايم سعيد)
فتاوي محموديه، ج 22، ص 430، مكتبه محموديه)
كفاية المفتي، ج 3، ص 165، الاشاعة