Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Имам ар-Рази часто опровергает Ибн Сину и теоретиков логики, например, в определении некоторых категорий, показывая этим способность мутакаллимов изучать и опровергать книги философов, которые смогли внушить в те времена многим свое интеллектуальное превосходство.
Это важный метод утверждения уверенности и убежденности в шариатских науках и ученых Шариата.
***
Имам аль-Газали пишет, что ихляс — это не слова «я делаю это ради Аллаха», а состояние сердца, которое зачастую не подвластно человеку, и поэтому не дела — это следствия намерения, а намерение — это благодать усердия в праведных делах.
Таким образом, нельзя оставлять какое-то поклонение, если человек чувствует, что в нем нет искренности, потому что искренность — это результат долгого поклонения, и она не предшествует ему.
***
Из разговоров с сыном:
Я:
— Что общего между тобой и лошадью?
Сын:
— Мы оба живые.
Я:
— Что общего между тобой и твоим братом?
Сын:
— Мы оба мыслим.
Я:
— Что общего между тобой и домом?
Сын:
— Мы оба тела.
И никакого Аристотеля.
***
Факихи указывают, что кошки не поддаются дрессировке, поэтому их нельзя бить, ведь от этого нет пользы, и насилие над животными опаснее для вечной жизни, потому что у них невозможно попросить прощения. Будьте осторожны со своими питомцами!
***
Когда страсть укрепляется в сердце человека, даже сотни доводов не могут его убедить, потому что для него отказ от страсти — самоубийство.
***
Не думай, что твое сердце тебе подконтрольно! Иногда замки сердца закрыты долго для веры, чтобы потом дать человеку вкусить сладость познания своего Создателя, а иногда сердце может захлопнуться вмиг.
О Аллах, укрепи наши сердца в Твоей религии!
***
Зазор между словом и мыслью рождает мир сознания.
***
Когда имам Абдуль-Кахир аль-Джурджани совершал намаз, в его дом зашел вор, и, пока имам читал намаз и видел его, тот обкрадывал его, но имам так и не прервал намаз[1].
***
Большинство ранних суфийских текстов, таких как “Аль-Кушайрия”, например, написаны для исправления современных автору суфиев, а большинство современных книг суфиев — это доказательство истинности того, что делают современные авторам суфии: например, книга Абдуль-Кабира аль-Каттани.
***
Один из студентов, с которым мы учились, сказал нам, что слово такфир в значении каффара, то есть искупление, он узнал раньше, чем его значение “обвинение в неверии”. Искупление до обвинения. Так и должно быть.
***
Если кто-то по ошибке забрал твою обувь и оставил свою, то ей нельзя пользоваться. Если нет возможности найти хозяина, то можно отдать ее бедняку, даже если это родственник, а потом попросить его подарить это тебе[2].
[1] Табакат аш-Шафия аль-Кубра, 5/149.
[2] Аль-Янаби’, 5/569.
Абу Али аль-Ашари