Мифы об исламе и психотерапия - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Мифы об исламе и психотерапия

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

Написанию этой статьи способствовал мой разговор с одной женщиной. Она утверждала, что «психотерапия противоречит канонам ислама, ибо она не позволяет человеку быть «в черном», а ислам учит «всему белому»». На мой вопрос: «Что ты подразумеваешь под «чёрным» — она ответила: «лень, скука, уныние, обида, агрессия, гнев…». Соответственно, под «белым» подразумеваются антонимы:  трудолюбие, энтузиазм, жизнерадостность, прощение, доброжелательность, спокойствие. Меня очень взволновал этот вопрос, и мы решили заняться его исследованием. Когда речь пойдет о психотерапии, здесь будет подразумеваться психотерапия гуманистического направления – гештальт-терапия.

Что такое лень?
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: «Лень — это неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова:
«Лень – это бездействие, безделье, косность, неподвижность, покой, праздность, апатия, инерция. Апатия и лень — истинное замерзание души и тела».

Что говорится в хадисах о лени?

«Однажды Абу Умама ( радиаллаху анху) сидел в мечети, будучи очень встревоженным и обеспокоенным. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заметил его состояние и спросил, что случилось. Абу Умама ответил: «Меня поглотили беспокойство и тревога о долге». Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Не обучить ли мне тебя нескольким особым словам, благодаря которым, если ты будешь их произносить по утрам и вечерам, Аллах удалит твои тревоги и рассчитается с твоими долгами?» Абу Умама ответил: «Да, конечно, о, Пророк Аллаха!» Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обучил его следующему дуа, которое нужно произносить каждое утро и каждый вечер: «О, Аллах! Прошу Твоей защиты от тревоги и печали. И прошу Твоей защиты от немощи и лени. И прошу Твоей защиты от трусости и жадности. И прошу Твоей защиты от огромных долгов и притеснения людей». Абу Умама говорил: «Я следовал этому совету, и Аллах удалил мои тревоги и избавил меня от долгов» (Абу Дауд, хадис 1555, передал Абу Са’ид).
Из этого хадиса становится понятным, что мусульманин должен сторониться такого состояния души, как леность, и в случае его возникновения просить помощи у Аллаха.

Чем грозит пребывание в состоянии лености?

Мне вспомнился известный всем нам со школьной скамьи роман русского писателя Ивана Гончарова «Обломов»:
«Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование («Зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!»), постепенно опускается. Праздность становится его идеалом. «Жизнь в его глазах, — говорится в романе, — разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Праздность, лень и апатия настолько укоренились в Обломове, что он иной идеал жизни считает даже противоестественным. «Да разве я мучусь, разве работаю? — запальчиво объясняет Обломов своему слуге Захару. — Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться?»

Не мудрено, что Обломов далек от интересов практической жизни, тяготится ее запросами, не способен оградить даже собственные интересы. Когда, втершийся в доверие Обломова жулик и шантажист, расспрашивает о состоянии его дел, Обломов дает ответ, потрясающий своей откровенностью. «Послушайте… Послушайте, — повторил он расстановисто, почти шепотом, — я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я, или беден, буду ли я через год сыт, или буду нищий — я ничего не знаю! — заключил он с унынием…» Примечательна эта деталь — Обломов делает свое признание «почти шепотом». Перед ним, быть может, впервые, предстал весь трагизм и беспомощность его положения. И, несмотря на это осознание, гибель Обломова неизбежна.

Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить»».

Образ жизни книжного героя Обломова противостоит образу жизни мусульманина, где нет места праздности и веселью, безделью и апатии. Рассмотрим хадисы о трудолюбии из книги «Тафсиру Шарави:

«Как-то раз, Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) подошёл к Пророку (мир ему и благословение) и пожал его руку, и Пророк (мир ему и благословение) почувствовал мозоли, которые были на его руках. Тогда Пророк (мир ему и благословение) поднял его руки и сказал: «Эти руки любят Аллах и Его посланник»».
Сообщается и следующее: «Кто проснулся в утомлении от собственного ремесла, тот проснулся прощённым».

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, любому из вас нарубить вязанку дров и принести их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто (может) дать (что-то, но может) и отказать!» (Аль-Бухари; Муслим).

Леность – это признак болезни. Апатия включается в симптомы многих болезней, например, депрессии и, как отдельный синдром, экзогенных и эндогенных психических заболеваний. Соответственно, трудолюбие – это признак здоровья. Но не надо путать с трудоголизмом. Из Википедии: «Трудоголи́зм — просторечное наименование чрезмерного стремления трудиться, выходящего за рамки естественного трудолюбия. Выражает (по аналогии с алкоголизмом) аддиктивный аспект этого качества, то есть психологическую «трудозависимость»».

В исламе поощряется чередование труда и отдыха. Есть много хадисов о том, как проводил время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со своими женами и детьми, как он шутил и играл с ними. В исламе нет места крайностям и чрезмерностям, даже в поклонении Всевышнему Господу:
«Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что трое мужчин подошли к домам супруг Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и начали интересоваться тем, как поклоняется Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Когда им рассказали о том, как он поклоняется, они сочли это недостаточным для себя и сказали: «Куда нам до Пророка, мир ему и благословение Аллаха?! Аллах простил ему все предыдущие и будущие прегрешения». Затем один из них сказал: «Отныне я буду молиться все ночи напролет». Второй сказал: «А я буду поститься всю жизнь и не стану прерывать пост». А третий сказал: «Я же откажусь от женщин и никогда не женюсь». Тут к ним подошел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Это вы сказали такие-то слова? Клянусь Аллахом, я являюсь самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моим путем, не имеет ко мне никакого отношения» (аль-Бухари и Муслим).

Стало быть, психотерапия, являющаяся ответвлением медицины, чья миссия сохранять здоровье человека и лечить его болезни, не может быть на стороне того, что делает нас больными, а значит, не может хорошо относиться к лени. Женщина поспешила объяснить мне, что «психотерапевт позволяет быть лени, чтобы избавиться от неё путем размышлений: «От чего появилась лень?»». Действительно, лень может быть признаком усталости или болезни, но бесспорен факт, что и психотерапия, и ислам на стороне здоровой активности.

Интересной мне показалась находка в толковом словаре Даля В.И: «Ум – это ум математический, логичный, способности, направленье ума. Быть в уме, в полном уме, в своем уме, в памяти, сознании, рассудке. Размышлять – это раздумать, обдумывать, раз(об)судить внимательно, разбирать, соображать или думать над чем, углубляться во что умом, мыслию, простой, здравый разум, рассудительность.  Разум – это духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу».

Таким образом, психотерапевт активирует ум клиента и ведёт его к размышлению. А разум представляется готовностью к действию через работу ума и размышления. То есть, разум – это законченная операция умозаключений и размышлений. Именно разум лежит в основе ислама. Недаром многие аяты Священного Корана заканчиваются словами: «для тех, кто разумеет», «знамения людям разумным», «для людей разумеющих» и т. д.       Направленность психотерапии, как светской науки, на благо здоровья человека и ислама одна, но каждая из них на своём месте и готовности сделать человека счастливым. Образно, психотерапия – это шаги, а шариатские постулаты – это пройденный путь к счастью. Ценящий своё здоровье и время человек, через ум и размышления придет к разуму, т. е к тому, что «для людей разумеющих». ИншаАллах!

212

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
11.10.2017
Подробнее
02.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.