Прощение (часть 4) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Прощение (часть 4)

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

В прошлой статье мы прошли такие препятствия к прощению (а значит к оздоровлению) как неуверенность в себе во взаимоотношениях с другими, раздражительность /гневливость, страх снова быть обиженным, жалость к себе. Сейчас же, мы поговорим об обиде как, пожалуй, самом распространенном препятствии на пути к прощению.
Что такое обида из словаря Даля В.И: «Это всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток». Из словаря Абрамова Н: «Обида – это огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор». В сборнике достоверных хадисов (Бухари, Муслим) сообщается: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не подобает мусульманину прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваясь друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!», «Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не подглядывайте друг за другом. Не старайтесь возобладать друг над другом с целью повысить свои ставки. Не ревнуйте себя друг к другу и не держите обиды или зла против друг друга. Не злословьте друг о друге за спиной, а будьте слугами Аллаха и братьями друг другу».
Неумение забыть или злопамятность мешает простить человека. Из психолого-филологического словаря Флинта, 2011г: «Злопамятность (злопамятство) – долгое воспоминание обид, оскорблений, причиненного вреда, неумение искренно простить и желание отомстить. Типичная реакция – досада, сожаление, настороженность, вигильность, недоверие». Хадисы кудси, как метод решения данной проблемы: «Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил», «Тот, кто намеревался совершить доброе дело, но не сделал этого, тому Аллах зачтет его как выполненное добродеяние; а если он намеревался и выполнил свое намерение, Аллах зачтет его (добродеяние) в десятикратном размере, а может и много-много выше. Если же человек намеревался совершить злодеяние, и не сделал этого, Аллах зачтет это как свершившееся добро». «Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)» (хадис от Абдуллаха ибн Мас‘уда, Тирмизи).
Гордость лежит в основе невозможности простить, а значит физической и духовной болезни. Из современного толкового словаря русского языка Т.Ф.Ефремовой: «Гордость -это чувство собственного достоинства, самоуважения, преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность, чувство удовлетворения от достигнутых кем-либо успехов, от сознания важности, значительности чьей-либо деятельности». Давайте посмотрим, что говорится в хадисах о гордости: Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям): «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Огне? Это — каждый грубый (‘утулль), жадный (джавваз) и горделивый» (Аль-Бухари; Муслим). Передают со слов Абдуллаха бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не войдёт в Рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Услышав это, один) человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим)
Критическое отношение, отмщение. Обиженный человек может некритично отнестись к поступку обижающего, не задумываясь о том, что сам обиженный когда-то кого-то мог обидеть и заслужить критику в свой адрес от других людей, а может быть и понести за это наказание. Что говорится об обижающих и прощающих в благородном Коране и хадисах нашего любимого пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, сказал: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнув они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прошу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему ином, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи»» (Ат-Тирмизи и ад-Дарими.). «Воздаяние за зло — подобное же зло (равносильное ему зло). Но кто простит [обидевшего его] и исправит [ситуацию, отношения, сможет перевести враждебную неприязнь своего недруга в доверительные, а возможно, и дружеские отношения], то таковым — воздаяние от самого Господа [оно будет неописуемо велико, соизмеримо с Его безграничной милостью и щедростью]. Поистине, Он [Творец всего сущего] не любит притесняющих (обижающих, ущемляющих права и свободы других, угнетающих)» (Св. Коран, 42:40). Эти аяты показывают преимущество прощения, т.е прощающего. Также важно напомнить, что во всех случаях, когда люди приходили к пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует) с просьбами о физическом наказании или возмездии, он всегда призывал к прощению и мирному разрешению конфликта. Когда же обиды либо посягательства касались его самого, то он всегда прощал.
Таким образом, неизбежным является негативный контакт человека с другими людьми и важным мне представляется не сколько предотвращение конфликтов, а излечение их разрушающих для тела и духа человека последствий прощением, иншаАллах!

Эльвира Садрутдинова

616

Последние статьи
26.05.2017
Подробнее
03.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.