Реклама. Часть 2 - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Реклама. Часть 2

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

Продолжение.

Рассмотрим отношение ислама к явлениям рекламы.  Вот некоторые хадисы о торговле:

Передают, что Рифа‘а ибн Рафи‘, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили:«Какой заработок является наилучшим?» Он сказал: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной сделки» (передал аль-Баззар, а аль-Хаким назвал его достоверным).

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто купил продукты питания, тот не должен продавать их до тех пор, пока не взвесит» (Муслим).

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мошенничество с целью набить цену (аль-Бухари и Муслим).

Передают, что Ма‘мар ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только грешник придерживает товар до подорожания» (Муслим).

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо горки зерна. Когда он засунул руку внутрь нее, то почувствовал сырость и сказал: «Эй, хозяин этого зерна! Что это такое?» Он ответил:

«Оно попало под дождь, о Посланник Аллаха». Он ответил: «Почему же ты не насыпал сырое зерно сверху, чтобы люди могли сразу увидеть это? Тот, кто мошенничает, не имеет ко мне никакого отношения» (Муслим).

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Прибыль достается тому, кто несет ответственность».
(Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Из этих преданий посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, очевидно, что чем бы ни занимался мусульманин, даже торговлей, благородство должно быть не только образом его жизни, но и состоянием души. Такое положение дел приносит массу положительных результатов уже в этой жизни: между людьми складывается безопасная, доброжелательная, склоняющая к сотрудничеству и долгосрочным отношениям атмосфера, а человек живет с прикрепленными к обществу моральными ценностями, что стимулирует его личность к дальнейшему развитию и является средством профилактики и лечения душевных болезней, которые, в свою очередь, формируются за счет неудовлетворения основных потребностей человека, и что исключается в условиях его жизни в обществе с богатой духовной культурой.

Успешная реализация современной рекламы – показатель того, что в нас сидит недовольство и в первую очередь, страдают наши душевные потребности в любви и признании, а порой, и в сочувствии. Мы покупаем «решение проблемы», «открываем себя», «познаем вкус жизни», «получаем от жизни все», «управляем мечтой», «ведь мы этого достойны», «стремимся к совершенству», познаем «удовольствие без промедления», находим свой «символ превосходства», берем «просто гениальное» и «только лучшее», «больше позитива», обретаем то, что «лучше тысячи слов», «чувствуем вкус, объединяющий мир» и т.д. Все это были примеры рекламных слоганов. Почувствовали, что что-то зашевелилось в душе при их прочтении, какая радость затаилась в ней в предвкушении приобретения того, что содержится в этих слоганах? – Если это так, то первое, чего мы заслуживаем, это сочувствие, ибо сообщает о душевной пустоте, неудовольствии своей жизнедеятельностью и, как говорят, некоторые психотерапевты «дырах личности», которые требуют заполнения за счет утоления своих истинных и основных потребностей. А как заполнить «дыры личности»? – Не приобретением благ извне, ибо это сделает нас довольными лишь на краткий срок до очередной покупки. Мы же говорим о психотерапевтическом заполнении «дыр личности», что оздоровит и сделает для нас рекламу не такой привлекательной, как нам это казалось раньше, т.к. мы научимся удовлетворять свои нужды не путем приобретения материальных благ в виде товаров и услуг, которые активно рекламируются широкой массе людей, а путем обращения к себе и внутренней психологической работе, что придаст нам новые знания о себе и своих возможностях, а также раскроет наши истинные надобности и ресурсы к их удовлетворению. В таком случае жизнедеятельность будет приносить человеку удовольствие, а его личность станет целостной и интересной, даже для самой себя, в ней будет глубина и серия подводных камней, что образно можно сравнить  с потаенными возможностями такой личности, ее духовной силой. Такой человек не потянется за мишурой витрин магазинов в поисках самого себя или разрешения своих интересов.

Психотерапевт не может дать человеку «лекарство счастья», он в силах разобраться в конкретных проблемах и начать заниматься их решением. Например, он раскрывает причины одиночества и учит клиента справляться с ним, находить возможности его предотвращения или меняет отношение к одиночеству – оно становится не таким критичным, безвыходным и несносным, как казалось клиенту ранее.

В исламе же все просто и действенно, т.к. предписанный Всевышним Господом образ жизни мусульманина исключает развитие и течение душевных болезней. Искореняются душевные пороки, ведущие ко многим недугам, а стиль и ход жизни искреннего мусульманина ведет к становлению, формированию и развитию целостной, «без дыр» личности, что отвращает от миражных предложений рекламодателей купить «престиж», «стать неотразимым» и т.д.
Ислам стал причиной отказа от рабовладельчества. И если рассмотреть внимательно предписания Всевышнего Аллаха, то можно убедиться, что ислам ведет к свободе человека не только физической, как это стало с рабами, но и душевной через духовное обогащение и самосовершенствование. Приобретение же, активно рекламируемых товаров и услуг, не дает человеку чувство довольства своей жизнедеятельностью, т.к. таким образом он не решает свои основные текущие проблемы, а вводится в заблуждение положительно настроенными эмоциями от совершенной покупки.

«Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он — всевышний, великий» (2:255).

117

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
11.10.2017
Подробнее
02.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.