Определение терминов в специальной педагогике - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Определение терминов в специальной педагогике

Обилие современных и новых для нас терминов с одной стороны подталкивает нас изучать и осмыслять их, с другой стороны — зачастую путает и сбивает нас. Для четкого понимания и закрепления в разнообразном количестве определений необходимо их систематизировать.

Общая педагогика делится на ряд составных частей, одной из которых является «специальная педагогика». Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика) – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, при помощи общепедагогических методов, приемов и средств, затруднительно или невозможно. Под понятием «специальное» подразумевается обучение лиц (взрослых или детей) с различными видами дизонтогенеза (нарушениями в развитии).

И, хотя в настоящее время термин «дефектология» считается устаревшим и заменен понятием «специальная педагогика, специальная психология и логопедия», он продолжает широко использоваться рядом специалистов. Эти термины определяют достаточно самостоятельные отрасли знаний в специальном образовании. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, воспитание и обучение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы (при аутизме и аутистических чертах личности), со сложными (множественными) нарушениями. Рассмотрим каждую отрасль подробнее.

Сурдопедагогика – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха. Категории лиц с нарушениями слуха: глухие; слабослышащие; позднооглохшие.

Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся: слепые; слабовидящие; с косоглазием и амблиопией. 

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и образования. Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Согласно психолого-педагогической классификации нарушения речи делятся на фонетико-фонематические нарушения (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Олигофренопедагогика — это наука о воспитании и обучении умственно отсталых лиц. Она является частью специальной педагогики (дефектологии) и представляет собой сложную, многофункциональную, многокомпонентную ее отрасль.

Лица с нарушениями умственного развития – лица со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности, выражение в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. Поражение мозга, возникшее внутриутробно, во время родов или после рождения в период до трех лет – олигофрения. Умственная отсталость после трех лет – деменция. Общепринятая классификация, на основании систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности: дебильность, имбецильность, идиотия. Умственная отсталость включает в себя четыре степени снижения интеллекта, в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ): незначительная, умеренная, тяжелая, глубокая.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития» (ЗПР). Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Некоторые авторы относят эту группу в отдельную отрасль специальную педагогики, другие же объединяют с умственно отсталыми лицами в отрасли образования лиц с нарушениями умственного развития. 

Задержка психического развития – группа лиц с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временны́х, лечебных и педагогических факторов.

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата – лица, у которых ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательной функции). Основная масса среди них составляют дети с церебральным параличом. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата: 

– заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит;

– врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

– приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Нарушения эмоционального развития детей в раннем возрасте – это трудности представляют собой широкий спектр особенностей реагирования маленького ребенка, осложняющих его взаимодействие с окружающим миром: его повышенную возбудимость, впечатлительность, пресыщаемость в контактах со средой, малую активность во взаимодействиях с ней, легкую тормозимость, трудности адаптации в непривычных условиях, сложности развития отношений с близкими людьми и взаимодействия с посторонними, с другими детьми, возникновение ранних поведенческих проблем: страхов, агрессии, негативизма, влечений и др. Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой. Синдром раннего детского аутизма (РДА) считается клинической моделью особого искаженного варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Если при наблюдении для установления диагноза РДА проявляются не все требуемые клинические характеристики и не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе детьми при аутизме, то в таком случае это нередко относят к аутистическим чертам личности. По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, качественные нарушения способности к общению, ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Воспитание и обучение лиц со сложными (множественными) нарушениями – достаточно малоизученная и труднейшая проблема специальной педагогики. К сложным нарушениям относят сочетание двух и более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

Рассмотрев отрасли специальной педагогики и категории лиц, относящихся к ним, необходимо отметить важность разграничения нарушений, а также их раннюю диагностику, коррекцию и предупреждение.

Альфия Умм Аиша

10973

Последние статьи
14.08.2019
Подробнее
11.08.2019
Подробнее
10.08.2019
Подробнее
© 2019 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top