Один исламский ученый однажды сказал:
«Если Аллах желает блага для Своего раба (после того, как тот впадет в грех), Он открывает для него двери покаяния и утверждает в его сердце чувство нужды в Аллахе, делая его зависимым от Аллаха. Аллах дарует ему стыдливость и приближает его к себе, предоставляя ему возможность совершения благих деяний, так что один грех становится причиной совершения горы праведных дел, так что враг Аллаха (Иблис) говорит в отчаянии: «О, как я сожалею о том, что подталкивал его к совершению этого греха!»
Подобным же образом высказывались и некоторые праведные предшественники:
«Поистине, раб Аллаха может совершить грех и войти в Рай посредством него, и сделать благое дело и попасть из-за него в Ад».
Когда их спрашивали: «Как это может быть?», они отвечали:
«Это происходит вследствие того, что человек, совершив грех, не перестает сожалеть о нем, боясь его последствий, раскаиваясь в нем и чувствуя свою ничтожность перед Всевышним, пребывая с опущенной головой, с разбитым сердцем. Поэтому его покаяние становится источником совершения многих праведных деяний (которые он совершает для искупления своего греха). И этот грех становится для раба причиной спасения и успеха, так что он входит в Рай (через милосердие Аллаха).
И наоборот, совершение какого-то благого дела становится для человека источником высокомерия, он не перестает хвалиться своими поступками и бывает довольным собой. Таким образом, в его сердце входит гордость, которая становится для него источником падения и приводит его к Аду».