Автор: Абу Али аль-Ашари
***
الفِيال
Детская игра древних арабов: предмет закапывается в песок, а затем руками песок разделяют на две горки и спрашивают: «В какой из них предмет?»[1]
***
Теоретические вопросы усуль аль-фикха следует воспринимать как теоретические вопросы усуль аль-фикха: считается ли тарк доводом или указывает ли повеление на обязательность — это теоретические вопросы, и от ответа на них положение конкретного мазхаба не меняется.
***
Ибн Каййим часто пишет, что язычники Мекки верили, что Всевышний Аллах буквально наверху, в отличие от мутакаллимов, но тогда почему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) принял Ислам рабыни ее словами: «Аллах на небе», — если в это верили все язычники?
***
Когда у устаза Мухаммада Мухаммада Абу Мусы спросили, сколько раз он прочитал «Даляиль аль-иджаз» за годы преподавания этой книги, он ответил: «Вопрос неправильно задан. Нужно было спросить, сколько копий развалилось и обветшало в моих руках».
***
Имам Малик о передаче хадисов от куфийцев: «Первые из нас (то есть мединцы) не передавали от первых из них, и так же последние из нас не будут передавать от последних из их»[2].
***
Человек — удивительное создание: он может убить другого человека, и это никак не тронет его сердце, а если увидит больного котенка, то может расплакаться.
***
Обычно, когда обсуждают троллинг в сети, говорят, что трус получил возможность говорить то, что в лицо бы сказать не смог. А мне кажется, что еще более распространенный случай — это то, что люди с психическими расстройствами могут высказываться как обычные люди и читатель может их слова воспринимать всерьез, хотя, если бы увидел этого человека в реале, не стал бы придавать его словам особого значения.
***
Вопросы муфтию Бане
Шейх Нуруддин аль-Итр в примечаниях к «Шарху Иляль» Ибн Раджаба аль-Ханбали пишет, что «хасан гариб» у Тирмизи — это хадис хасан лигейрихи, а «гариб» — хасан лизатихи. Я усомнился в таком выводе и уточнил у муфтия Баны этот вопрос, и он сказал: «Гариб — это у Тирмизи слабый хадис, и поэтому он не может быть хасан лизатихи».
Еще я спросил его про слова шейха Танви в «Каваид фи улюм аль-хадис» о том, что в представлении ханафитов ВСЕ хадисы мурсаль являются доводами. Он тоже сказал, что это неверное обобщение.
[1] Шарх Ибн аль-Анбари, с. 139.
[2] Аль-Камиль, 1/49.