Сорок хадисов об адабе. Седьмой хадис - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Сорок хадисов об адабе. Седьмой хадис

Сорок хадисов об адабе. Шестой хадис (вторая часть)

Седьмой хадис

أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ مَحْمَشٍ الْفَقِيهُ، أَنْبَأَنَا أَبُو حَامِدِ بْنُ بِلَالٍ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ بِشْرِ بْنِ الْحَكَمِ بْنِ حَبِيبِ بْنِ مِهْرَانَ الْعَبْدِيُّ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ، عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ، عَنْ أَبِي قَابُوسَ مَوْلًى لِعَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «الرَّاحِمُونَ يَرْحَمُهُمُ الرَّحْمَنُ، ارْحَمُوا مَنْ فِي الْأَرْضِ يَرْحَمْكُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ» . قَالَ أَبُو حَامِدٍ: قَالَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ: وَهَذَا أَوَّلُ حَدِيثٍ سَمِعْتُهُ مِنْ سُفْيَانَ، وَقَالَ أَبُو حَامِدٍ: وَهَذَا أَوَّلُ حَدِيثٍ سَمِعْتُهُ مِنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ

Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмаш аль-Факых[1] передал нам от Абу Хамида ибн Биляля[2] от Абдур-Рахмана ибн Бишра ибн аль-Хакама ибн Хибаба ибн Михрана аль-Абдий[3] от Суфьяна ибн Уейны от Амра ибн Динара от Абу Кабуса[4], мавля Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Милосердных милует Милующий! Будьте милосердными к тем, кто на земле, — и к вам будут милосердны те, кто на небесах”.

Абу Хамид сказал: “Абдур-Рахман сказал: “Это первый хадис, который я услышал от Суфьяна””. Абу Хамид сказал: “Это первый хадис, который я услышал от Абдур-Рахмана”[5].

Этот хадис среди мухаддисов известен как «аль-мусальсаль биль-аваллия» или «хадис ар-рахма», то есть это первый хадис, который учитель рассказывает своему новому ученику, в то время как сам учитель этот хадис услышал первым от своего учителя — и так до Суфьяна ибн Уейны, который услышал этот хадис первым от Амра ибн Динара, а после него и до Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) этого особого качества в иснаде нет[6].

“И к вам будут милосердны те, кто на небесах”: либо речь идет об ангелах, которые будут делать дуа и просить прощения для милосердных людей, либо имеется в виду «Тот, Который на небесах», то есть Всевышний Аллах, а небеса выделены не потому, что Аллах там находится или сидит, что невозможно согласно акыде Ахлю-с-Сунна, а потому что небеса — это кибла для дуа человека и оттуда нисходит Откровение Всевышнего Аллаха[7].

Мы же предпочли перевод «те, кто на небесах», потому что в одной из версий этого хадиса сказано:

«الرَّاحِمُونَ يَرْحَمُهُمُ اللَّهُ ارْحَمُوا أَهْلَ الْأَرْضِ يَرْحَمْكُمْ أَهْلُ السَّمَاءِ 

“Милосердных милует Милующий! Будьте милосердными к тем, кто на земле, и к вам будут милосердны обитатели небес”[8].

Великий хафиз ибн Наср ад-Дин ад-Димашки[9] очень часто приводит этот хадис в книге “Аль-Маджалис” и в одном из мест перечисляет смыслы этого хадиса:

1) Призыв к умме быть милосердными друг с другом.

2) Указание на то, что награда за дела проявляется и в этом мире

3) Призывающему желательно назвать награду за благодеяние, к которому он призывает, и его достоинство.

4) Настоящий ученый сначала практикует полученное знание, а затем его передает, и с таким подходом больше вероятности оказать эффект на людей.

Ибн Наср ад-Дин указывает[10], что этот хадис распространяется и на неверующих, которые за свое милосердие получат все воздаяние в этом мире.

Ибн Наср ад-Дин отмечает[11], что этот хадис может означать и сообщение, и дуа Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) за милосердных людей: «Пусть к милосердным на земле будут милосердны те, кто на небесах».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал о своей умме:

أُمَّتِي هَذِهِ أُمَّةٌ مَرْحُومَةٌ، لَيْسَ عَلَيْهَا عَذَابٌ فِي الْآخِرَةِ، عَذَابُهَا فِي الدُّنْيَا الْفِتَنُ وَالزَّلَازِلُ وَالْقَتْلُ

“Моя умма — прощенная (мархума), и она не будет наказана в вечной жизни, но ее наказание в этом мире: смута, землетрясение и убийства”[12].

В этом хадисе — радостная весть, что мусульманам обещан Рай, но еще он указывает на множество испытаний, которые выпадут мусульманам. Однако во всех бедах и трагедиях мусульман мы должны стараться видеть эту радостную весть и быть убежденными в обещании нашего Господа.

Абу Али аль-Ашари

[1] Шейх Хорасана и шафиитский факих. Родился в 327-м году в богобоязненной семье. Был мухаддисом и муфтием мухаддисов. Умер в 410-м году.

[2] Абу Хамид Ахмад ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Биляль ан-Нейсабури, известный как аль-Хашшаб. Слышал хадисы от таких великих мухаддисов, как Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли, аль-Хасан ибн Мухаммад аз-Зафарани, Абдур-Рахман ибн Бишр, и других.  Родился в 240-м году.  Умер в Ид аль-Адха в 330-м году. 

[3] Достойный доверия (сика). Такриб, №3810. Передает хадисы от Ибн Уейны, Яхьи аль-Каттана. От него передают Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Маккий ибн Абдан. Умер в 260-м году. Аль-Кашиф, №3148.

[4] Приемлемый (макбуль). Такриб, №8309. Освобожденный раб Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса. От него передает Амр ибн Динар. Имя его неизвестно, известна лишь кунья. Аль-Кашиф, №6784.

[5] Это хадис №33 в “Аль-Адабе” имама аль-Байхакы. Хадис передается у Абу Дауда (№4941) и у Тирмизи (№1924), и последний говорит: “Хадис — хасан сахих”. 

[6] Тадриб ар-рави, 5/84-85.

[7] Аль-Миркат, 8/3113.

[8] Аль-Хаким в “Аль-Мустадраке” (4/175, №7274) сказал, что хадис достоверный, и с ним согласился аз-Захаби. 

[9] С. 156-158.

[10] С. 290.

[11] С. 336.

[12] Абу Дауд, №4278; Ибн Маджа, №4292.

37510

Последние статьи
09.02.2022
Подробнее
07.02.2022
Подробнее
22.01.2022
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top