Предисловие переводчика:
В последнее время увеличилось количество вопросов, связанных с такой сунной, как намаз истихара. Кто-то из нас не практикует это сунну; кто-то практикует, но недопонимает, как она работает и чего ожидать в итоге; кто-то связывает истихару исключительно со особыми снами. Поэтому мы начали перевод небольшой, но очень полезной работы под названием «Истихара в свете Сунны». ИншаАллах, в ней будут разъяснены основы этой важной исламской практики.
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Смятение и озадаченность
В своей повседневной жизни человек нередко испытывает смятение и озадаченность. Практически каждый день мы вынуждены принимать решения, выбирать из двух, а то и больше, альтернатив. Обычно это касается непринципиальных вопросов, но время от времени человек сталкивается с необходимостью сделать важный выбор. Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) научил нас, что делать и в таких ситуациях, и ясно указал на решение. Это решение называется истихара.
Важность истихары
Всевышний Аллах сказал в Коране:
Перевод смысла: «И, возможно, вам не нравится что-то, и это хорошо для вас; и, [точно так же] возможно, вы любите что-то, и это плохо для вас» (сура «Аль-Бакара», аят 16).
Из этого аята мы понимаем, что знание человека ограничено, а его разум не совершенен. Иногда он может желать чего-то, что губительно для него, а иногда ему может быть противно то, что несет ему пользу. Единственный Обладатель совершенного Знания и единственный, Кто знает тайное, – это Аллах, Творец человека, Управляющий всей вселенной. Поэтому, если человек ищет благо, он может получить его только у Аллаха.
В одном из хадисов говорится:
«К благополучию человека [относится то,] что совершает истихару (ищет блага) у Аллаха, и к его неблагополучию [относится то,] что он перестает делать истихару».
Алляма ʼАйни пишет: «Человеку не следует пренебрегать никаким делом из-за его незначительности и отказываться от истихары. Сколько дел были сочтены незначительными, и по их поводу не делали истихару, что привело к огромному ущербу, когда эти дела совершались или не совершались. Именно поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Каждый из вас должен просить о своей нужде у своего Господа до такой степени, что нужно просить о соли и новом шнурке, если старый порвался»».
Алляма Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) написал:
«Тот, кто совершает истихару у своего Создателя и спрашивает совета (мушавара) у создания, никогда не сожалеет, ведь Аллах сказал (Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует)) (перевод смысла): «Советуйся с ними в делах. Затем, когда ты принял решение, полагайся на Аллаха»».
Шейх Тахир ибн Хусайн ибн Абдуллах ибн Тахир пишет в письме своему сыну, после того как тот стал амиром: «Когда ты сталкиваешься с важным делом, проси о помощи, делая истихару у Аллаха и проявляя богобоязненность».
Также он советовал ему «непрестанно делать истихару во всех делах».
Великая польза от истихары
Шах Валиуллах (да помилует его Аллах) пишет: «К полезным следствиям истихары [относится то,] что человек отстраняется от своих земных желаний, ангельские черты в нем превосходят черты животных и он вверяет себя Всевышнему Аллаху. Поступив так, он достигает уровня ангелов, которые ждут повелений Аллаха. Когда повеление Аллаха получено, они исполняют его из божественного вдохновения, а не ради мирских целей. Я полагаю, что частое совершение истихары – это путь к приобретению качеств ангелов».
Составил Абу Усама Айюб ибн Мавляна Мухаммад.