Как понимать слова: «Небо и земля не могут вместить Аллаха, однако может Его вместить сердце верующего» - есть ли такой хадис? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Как понимать слова: «Небо и земля не могут вместить Аллаха, однако может Его вместить сердце верующего» — есть ли такой хадис?

Вопрос:

Слышал, что есть такой хадис: «Небо и земля не могут вместить Аллаха, однако может Его вместить сердце верующего». Достоверен ли он и как его правильно понимать?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Слова, которые вы процитировали, в оригинале звучат примерно  следующим образом:

«Ни небо, ни земля не могут вместить Меня, однако сердце Моего раба может вместить Меня» (Макасидуль Хасана, с. 373, изд-во Мактабатуль Ханджи, Каир) (1).

Прежде всего, нужно отметить, что эти слова, разумеется, нужно понимать не буквально, а в переносном смысле: что сердце верующего может содержать в себе твердую веру и убежденность в существовании Аллаха (иман), любовь к Нему (мухаббат) и истинное знание о Нем (маарифат). (Макасидуль Хасана, с. 373, изд-во Мактабатуль Ханджи, Каир) (2).

Дальше следует отметить, что это изречение нельзя считать подлинным хадисом Пророка (мир ему и благословение), поскольку многие ученые по хадису (мухаддисы) выразили сомнение в его достоверности. Так что мы не можем утверждать, что Пророк (мир ему и благословение) действительно произнес эти слова (Файдуль Кадир Мунави, с. 629, т. 2, Даруль Кутуби Ильмийя) (3).

Однако, эти слова считаются историческим повествованием (риваят исраилийя), которое относят к предыдущим пророкам, в частности, ко временам пророка Якуба (мир ему) (Исраилийят валь-маудуат фи кутуби т-тафсир, с. 13, Мактабус-Сунна) (4).

Тем не менее, хадис подобным значением приводится в сборниках достоверных хадисов (5).

Он звучит следующим образом:

«У Всевышнего Аллаха есть место (помещение) среди людей на земле (то есть, место, в котором находится любовь к Нему и знание о Нем, а не Он Сам, разумеется), и это место (помещение) есть сердца благочестивых верующих (салихин)» (Муснад аш-Шамиййин Табрани, с. 19, Маассасатур Рисаля).

В общем, следует понимать, что подобные повествования от предыдущих общин (исраилят) дозволяется приводить, если они подтверждаются достоверными мнениями из шариата. Так что можно принимать это сообщение, поскольку есть хадис с подобным смыслом. Однако, не следует относить эти слова к нашему Пророку (мир ему и благословение).

А Аллах знает лучше.

 

Зийяд Данка, студент Даруль Ифтаа,

Южная Африка

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

www.daruliftaa.net

________________________________________________

[1]990 حديث ( ما وسعني سمائي ولا أرضي ولكن وسعني قلب عبدي المؤمن ) . ذكره الغزالي في الإحياء بلفظ ( قال الله لم يسعني ) وذكره بلفظ ( ووسعني قلب عبدي المؤمن اللين الوادع ) وقال مخرجه العراقي لم أر له أصلا وكذا قال ابن تيمية هو مذكور في الإسرائيليات وليس له إسناد معروف عن النبي ومعناه وسع قلبه الإيمان بي ومحبتي ومعرفتي وإلا فمن قال إن الله تعالى يحل في قلوب الناس فهو أكفر من النصارى الذين خصوا ذلك بالمسيح وحده وكأنه أشار بما في الإسرائيليات إلى ما أخرجه أحمد في الزهد عن وهب بن منبه قال إن الله فتح السموات لحزقيل حتى نظر إلى العرش فقال حزقيل سبحانك ما أعظمك يا رب فقال الله تعالى إن السموات والعرش ضعفن عن أن يسعنني ووسعني قلب المؤمن الوادع اللين ورأيت بخط ابن الزركشي سمعت بعض أهل العلم يقول هذا يعني حديث الترجمة حديث باطل وهو من وضع الملاحدة واكثر ما يرويه المتكلم على رؤس العوام علي بن وفا لمقاصد يقصدها ويقول عند الوجد والرقص طوفوا ببيت ربكم قلت وقد روى الطبراني من حديث أبي عنبة الخولاني رفعه ( إن لله آنية من أهل الأرض وآنية ربكم قلوب عباده الصالحين وأحبها إليه ألينها وأرقها ) وفي سنده بقية بن الوليد وهو مدلس ولكنه صرح بالتحديث … المقاصد الحسنة ج:1 ص:589

[2] كما صرح بذلك شيخ الإسلام ابن تيمية في مواضع من كتبه ؛ ففي «مجموعة الفتاوى» (18/ 122،376) :

«هذا مذكور في الإسرئيليات ، ليس له إسناد معروف عن النبي — صلى الله عليه وسلم — ، ومعناه : وسع قلبه الإيمان بي ومحبتي ومعرفتي .

وإلا ؛ فمن قال : إن ذات الله تحل في قلوب الناس ؛ فهو أكفر من النصارىالذين خصوا ذلك بالمسيح وحده» .

[3]  وأما حديث ما وسعني أرضي ولا سمائي ووسعني قلب عبدي المؤمن فلا أصل له . فيض القدير للمناوى , 2375

[4] الإسرائيليات: جمع إسرائيلية , نسبة إلى بني إسرائيل … و بنو إسرائيل هم: أبناء يعقوب , و من تناسلوا منهم فيما بعد … و حتى عهد محمد ÷.

[5]  و لذلك قال الحافظ العراقى فى تخريج الاحياء «رواه الطبرانى و اسناده جيد» … رقم الحديث 1799

109

Последние статьи
09.08.2017
Подробнее
13.07.2017
Подробнее
29.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.