Вопрос:
Можно ли женщине во время поста делать вагинальное УЗИ? Не нарушит ли это пост?
Ответ:
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Трансвагинальное УЗИ включает в себя введение инструмента внутрь женских половых органов[1].
Раньше ученые (факихи) считали, что интимные органы относятся к тем отверстиям в теле, при введении предмета в которые пост может нарушиться. Такое понимание было основано на мнении, что женские половые органы связаны с пищеварительной системой.
Однако современные факихи сочли, что, поскольку женские половые органы не связаны с пищеварительной системой, пост не нарушается, если ввести в них что-либо. С пищеварительной системой связаны пищевод, кишечник и желудок.
Современный вывод основывается на принципах древних ученых. Муфтий Рафиʼ Усмани (хафизахуллах) подробнейшим образом раскрыл этот вопрос в «Аль-Макалят аль-фикхийя».
Итак, мы перечислим отверстия, попадание веществ в которые нарушает пост, а вещества достигают пищеварительной системы[2]:
1) Рот.
2) Нос.
3) Продырявленная барабанная перепонка.
4) Анус.
Следовательно, проведение трансвагинального УЗИ во время поста не нарушает пост.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди
28/06/2014
________________________________________
[1] http://www.thh.nhs.uk/documents/_Patients/PatientLeaflets/radiology/PIID157-TV_Ultrasound_scan-Apr13.pdf
[2] المقالات الفقهية ص 113-124 مكتبة دار العلوم
Факихи установили, что нарушение поста связано с тем, что называется «джауф» (полость). Языковеды, такие как Ибн Манзур, аль-Джаухари и другие, сказали, что «джауф» – это внутренний орган, который может быть наполнен либо пуст.
В человеческом теле много полостей (джауф): желудок, кишечник, сердце, мочевой пузырь, матка и т. д. Тем не менее, факихи имели в виду несколько конкретных полостей, а именно: желудок, пищевод и кишечник, – которые относятся к пищеварительной системе. Эти полости назвали «аль-джауф аль-муʼтабар» (подразумеваемые внутренние полости).
Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) считал, что пост женщины нарушается, если она вводит что-то в половые органы. Это мнение основывалось на медицинском заключении того времени, будто половые органы и пищеварительная система связаны между собой.
Имам Абу Юсуф (рахимахуллах) известен мнением, что пост нарушается, если ввести что-либо в уретру. Он полагал, что мочевой пузырь связан с пищеварительной системой.
Имам Сарахси, имам аль-Маргинани, имам Ибн аль-Хумам, имам Ибн Нуджайм и другие сказали, что вышеуказанные мнения основаны на медицинских исследованиях, а не собственно взяты из фикха.
Современные медицинские исследования доказали, что женские половые органы ведут в матку и мочевой пузырь и не связаны с «аль-джауф аль-муʼтабар».
Следовательно, современные ханафитские факихи говорят, что женские половые органы не считаются отверстиями, ведущими в «джауф», и введение в них предмета или вещества не нарушает пост.
darulfiqh.com