Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Ешьте и пейте всласть, но в меру – Аллах не любит тех, кто неумерен» (Аль-Аграф, 31).
Отсюда следует, что обладание здоровьем и сохранение его является одной из основ бытия человека. Об этом говорит и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) :
«Тот, кто проснулся (начал день) в здравом теле, со свободной волей, и обеспечен пропитанием на день, тот схож с тем, у кого в подчинении весь мир».
Также в сборнике Тирмизи в хадисе от Абу Хурайры говорится, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Первое, о чем спросится у раба в День Воскресенья – это о его благах. Спросится у него: «Разве мы не дали тебе здравие и не утолили твою жажду холодной водой?»
В Коране об этом сказано:
«Поистине, в тот День сполна вас спросят за услады (что вы вкусили на земле)» (Ат-Такасур, 8).
Также в сборнике Ахмада передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«О ‘Аббас! О дядя Пророка! Проси у Аллаха благополучия (здравия) в этой жизни и в той!»
Передается также от Абу Бакра ас-Сыддика: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Просите у Аллаха убежденности (твердости веры) и здравия, так как никому не давалось блага лучше, чем убежденность и здравие».
Отсюда видно, что здравие в религии и здравие физическое нераздельны, ибо убежденность предохраняет раба от пагубности его деяний, а здравие предохраняет его от болезней и недугов.
Поэтому в следующих главах говорится о манере поведения Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во всех случаях его жизни, так как в Коране сказано:
«Был вам в Посланнике Аллаха пример хороший тем, кто возложил свои надежды на Аллаха и на Последний День (его Суда) и в поминании Аллаха проводит долгие часы» (Аль-Ахзаб, 21).
О правилах при приеме пищи
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не был привередлив в еде. Принимая то, что есть, не заставлял искать того, чего нет. Никогда не отвергая и не критикуя то, что ему предлагается, употреблял то, что ему нравилось, не принуждая ни к чему других.
Из пищи любил халву (сладости), мед, мясо и молоко. Хлеб всегда любил употреблять с приправами (не всухомятку). Так, например, однажды, когда ему подали хлеб, он спросил: «Нет ли у нас какой либо приправы?» «Только уксус», – ответили ему. Он сказал: «Хорош (и) уксус в приправу!»
Иногда, при некоторых обстоятельствах, и в силу некоторых свойств пищевых продуктов, он совмещал одно с другим. Так, в сборниках Абу Дауда и Тирмизи передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ел (употреблял) финики с арбузом и говорил: «Устраняем (сломим) жар первого хладом второго, и холод этого – жаром того».
При приеме пищи он всегда сидел скромно, о чем говорил: «Я сижу так, как сидит раб, и ем так же, как ест раб». Чаще всего он сидел на правой ноге, прижав левую ногу к животу.
Также упоминается, что он ел тремя пальцами и только правой рукой, о чем говорил: «Пусть каждый из вас помянет Имя Аллаха Всевышнего, приступая к еде, если же он забудет сделать это перед едой, пусть скажет: «С Именем Аллаха в начале и в конце!» («Бисмилляхи авваляху ва ахыраху»)
в другом хадисе: «…скажи «С Именем Аллаха!» «Бисмиллях!» и ешь правой рукой…»
Закончив есть, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда говорил:
«Альхамдулилляхи кясиран тайибан мубаракян фихи, гайра макфиян ва ля мувадда’ын ва ля муста’ниян ‘анху, раббана!»
«Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благосклонная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала в которой мы нуждаемся постоянно, Господь наш!»
Также передается со слов Муаза бин Анаса, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Альхамдулилляхи лязи ат’амана хаза, ва разакнихи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин».
«Тому, кто после еды скажет: «Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю!» — будут прощены его предыдущие прегрешения».
Сообщается и о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда велел прикрывать посуду покрывалом, о чем сказано в хадисе Джабира бин ‘Абдуллаха:
«Прикрывайте (покрывайте) посуду и закрывайте сосуды, ведь в году есть ночь, в которую снисходит чума (зараза) и не пройдет мимо неприкрытой посуды и незакрытого сосуда, не оставив в нем от этой заразы».
О правилах при питье
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«И извели из животворной влаги всякое живое существо» (Аль-Анбийа, 30)
Сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) любил пить отстоявшуюся воду. О манерах поведения же сообщается, что он советовал не дышать (при питье) в сосуд, о чем говорится:
«Когда кто либо из вас пьет, пусть не дышит в сосуд, а отдалит его ото рта. Это – и обильнее, и здоровее, и полезней».
Также не рекомендовано пить большими глотками:
«Когда кто либо из вас пьет, пусть всасывает (потягивает) воду, и не глотает большими глотками, это вредит печени».
Также:
«Не пейте все разом подобно верблюду, но пейте в два или три приема и произносите слова «С Именем Аллаха» перед каждым глотком и воздавайте Ему хвалу после каждого».
Кроме того, он запретил дуть на питье, о чем говорится в хадисе, переданном со слов Абу Саида аль-Худри, который сообщил:
«Пророк запретил дуть на питье, после чего один человек сказал: «(Бывает), что я вижу в нем соринки». На что Пророк сказал: «Выплесни их». Человек сказал: «Я напиваюсь, сделав только один вздох». На что тот сказал ему: «Тогда отведи сосуд ото рта и вздохни».
По материалам книги Мустафы Эриша