Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Когда об ученом говорят: الرباني — то некоторые полагают, что это происходит от слова الرب . И смысл этого — тот, кто знанием и делами стремится выполнить то, что хочет от него его Господь. Или это от слова التربية , — то есть они созревают и воспитываются на знании[1].
***
Икрима сказал: “Я получал знания в течение сорока лет”[2].
***
Малик ибн ар-Райб, который был разбойником и в виде искупления за свои преступления присоединился в войску Саида ибн Усмана ибн Аффана в походе на Хорасан, написал поэму, в которой сам себя оплакивал. И там есть такие слова:
تذكّرتُ من يَبْكِي عليَّ فلمْ أَجِدْ
سِوى السيفِ والرُمْحِ الرُدَيْنيِّ باكِيا
Вспоминая, кто будет плакать обо мне, нашел
плачущими лишь меч и рудейнийское копье.
Рудейна — имя женщины, которая была известна в оружейном деле[3], и потом ее именем стали называть хорошее оружие.
***
Аль-Хатыб аль-Багдади (да помилует его Аллах) сказал: “Изучающему хадис следует отличаться от обычных людей, воплощая Сунну Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) настолько, насколько у него получается”[4].
Наш учитель муфтий Ибрахим Десаи (даммат баракатух) часто говорил: “Ну, если мы не будем соблюдать Сунну в эти времена, то кто же будет?”
***
Абу Абдуллах ан-Насыри (ум. в 1239-м году) по пути в хадж из Магриба, посещая зиярат Ахмада Заррука (куддиса сирруху), который находился на землях, которыми владели османы, удивляется, что они не ухаживали и не следили за его зияратом, хотя османы были известны тем, что почитали авлия и ухаживали за строениями на их могилах[5]. Примечательно, что он называет их турками, а не ромеями, и отношение к ним довольно негативное, и постоянно указывается на их несправедливость. Путешествие состоялось в 1782-м году.
***
Абу Абдуллах ан-Насыри описывает свой диалог с мальчиком-пастухом:
Шейх:
— Ты кто?
Мальчик:
— Я лучший из слуг Заррука.
Шейх:
— И в чем же твое служение?
Мальчик:
— Мы собираем садака в виде мяса и другой еды, а потом говорим: «Это тебе, о Заррук», — а потом кто хочет ест из этого[6].
***
Касым ибн Кутлубуга: “Обет (назр), который делают многие простые люди: “О господин, если пропавшая вещь найдется или моя болезнь пройдет, то тебе такое-то из золота или еды”, — запретен, потому что это обет творению и такую еду есть нельзя[7].
***
Если человек во время хаджа по пути из Арафа до Муздалифа совершит магриб по дороге, то ему необходимо перечитать магриб во время иша вместе с иша до времени фаджра, а если он не сделает это, то читать снова магриб не нужно[8].
[1] Фатх аль-Бари, 1/342.
[2] Сияр, 5/14.
[3] Табакат фулюх аш-шуара, 2/523.
[4] Аль-Джами, с. 62.
[5] Ар-Рихля ан-Насырия аль-Кубра, 1/362.
[6] Ар-Рихля ан-Насырия аль-Кубра, 1/380.
[7] Умдат ар-риая, 2/529.
[8] Умдат ар-риая, 2/581-2.