Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Послевкусие
После прочтения “Мадаридж ас-саликин” сделал для себя несколько промежуточных выводов:
— Абу Исмаиль аль-Харави — явный вуджудит, и все попытки Ибн Каййима растолковать его слова в каком-то ином ключе крайне жалки, и часто возникает ощущение, что он сам не верит в свое объяснение, один раз он даже привел слова своего учителя о нем: «Его дела выше его знаний». Если объяснить эти слова, то они означают следующее: он такфирил ашаритов, и поэтому нам не так важно, что он вуджудит, хотя лучше было бы, если бы он им не был.
— Факт вуджудизма подтверждает мое предположение о том, что шейхи накшубандийского тариката до имама ар-Раббани (куддиса сирруху) были вуджудитами: аль-Харави — мюрид одного из шейхов золотой сильсилы.
— Аль-Харави говорит: «Таухид — это очищение Аллаха от изменений». Ибн Каййим сначала пытался исказить слова аль-Харави, утверждая, что смысл его слов — это отрицание сотворенности Аллаха, но потом он говорит, мол, если он имел в виду отрицание «сифатов ихтиярия», то… и так далее. Он задал формат ваххабитскому фарисейству.
— Я думал, что главная задача шарха Ибн Каййима — это попытка сделать таавиль вуджудизму аль-Харави, но был удивлен, что его главной задачей была попытка приблизить своих последователей к суфизму и книгам суфиев, потому что он считал, что вред от отдаления от книг суфиев огромен: это лишает человека духовного роста и сладости переживания духовных состояний, а без этого человек на голом знании — сухарь. Эта мысль, которую он часто повторяет, и говорит о бедственном положении тех, кто далек от книг суфиев. И сам он демонстрирует прекрасное знание классических книг по суфизму, таких как “Аль-Кушайрийя”. И поэтому он себя видел реформатором суфизма, а не его врагом или разрушителем. И поэтому некоторые ваххабиты не советуют читать эту книгу.
— Ибн Каййим — это сгусток ненависти и агрессии, и если его учитель свою ненависть скрывал, то у него она явная и открытая. И если ненависть ваххабитов обращена, в первую очередь, к суфиям, практикующим истигасу, то Ибн Каййим считает, что неверие ашаритов намного больше, чем неверие язычников Мекки, потому что последние, в представлении Ибн Каййима, подтверждали такие атрибуты Аллаха, как физическое возвышение и так далее, но лишь поклонялись кому-то еще наравне с Аллахом. Ашариты же вообще для него атеисты, то есть для него неверие имама ан-Навави хуже, чем неверие Абу Ляхаба. Поэтому попытка некоторых современных теймитов, которые откололись от ваххабизма, таких как Хасан аль-Каттани, представить, что зло такфира идет лишь от шейхов Неджда, а Ибн Таймийя и Ибн Каййим к этому не причастны, — это самообман.
— Очень интересно наблюдать за образом Ибн Таймиййи в глазах Ибн Каййима. Это образ классического суфийского шейха: есть и вирды для оживления сердца, на которые нет доводов в Коране и Сунне, караматы и предсказания будущего, таджриба от чтения различных аятов, рассказы о духовных радениях и уединениях в пустыне.
— Вся продуктивная часть критики современного ему суфизма взята из книги “Тальбис Иблис” Ибн аль-Джаузи. Лишь в области критики вахдат аль-вуджуд он опирается на своего учителя.
— Эта книга — вершина в области языка: она написана на невероятном по своей высоте и красоте языке. Некоторые выражения даже выписал для заучивания.
— Видно, что некоторые книги имама Ахмада он знал наизусть, приводит риваяты оттуда сразу с иснадом.
***
Имам аз-Захиди передает, что если человек зевает, то пусть вспомнит о том, что пророки не зевают, и это помогает устранить зевоту.
Имам Кудури передает, что он попробовал и это помогло.
Ибн Абидин пишет, что он попробовал и ему тоже это помогло.
Я тоже попробовал, и тоже помогло[1].
***
Кто-то сказал: “Если я за имамом не буду читать “Фатиху”, то боюсь, что меня осудит имам аш-Шафии, а если буду, то Абу Ханифа, и поэтому я решил делать намаз всегда имамом”.
Ибн Нуджайм пишет: “Я поступал так же из этих же соображений, до того как увидел эти слова”[2].
[1] “Хашия” Ибн Абидина (3/253).
[2] “Хашия” Ибн Абидина (3/499).