Толкование имен Всевышнего Аллаха (7)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
40. المقيت
Аль-Мукыт
Могущественный, то есть это имя относится к атрибуту Аллаха Могущество (Аль-Кудра).
Другое толкование: синоним имени «Аль-Хафиз» — Оберегающий.
Третье толкование: Дающий пропитание, в таком значении это имя связано с атрибутами действия.
Ас-Сануси: «Тот, Кто наделяет творения всем необходимым для их существования, будь то пища или сила, ровно в том количестве, какое им необходимо».
Ахмад Заррук: «Кто осознает, что Аллах — Наделяющий пропитанием, тот перестанет думать о пропитании и начнет думать об Аллахе».
41. الحسيب
Аль-Хасиб
Достаточный.
Другое толкование: Тот, Кто спрашивает отчет (со Своих рабов).
Ас-Сануси: «Тот, Кто дает Своим творениям все необходимое из того, в чем они нуждаются. Или Тот, Кто требует отчета у Своих рабов в Судный день о том, что они совершали в каждую секунду отпущенного им времени».
Ахмад Заррук: «Кто осознает, что Аллах — Требующий отчета, тот будет спрашивать с себя строго, не дожидаясь отчета у Всевышнего».
42. الجليل
Аль-Джалиль
Тот, кто описан Величием, и это значение относится к Величию Его Могущества (Аль-Кудра) и Высоте Его положения.
Ас-Сануси: «Величие Аллаха — в Его Единственности, в Совершенстве Его атрибутов. И нет ему подобного ни в Сущности, ни в атрибутах, ни в действиях».
43. الكريم
Аль-Карим
Тот, Кто чист от всего недостойного Его Величия.
Другое толкование: Щедрый, Наделяющий многочисленными благами.
Третье толкование: Проявляющий Доброту, хоть и не обязан. Прощающий то, что творения не выполнили из того, к чему Он их обязал.
Ас-Сануси: «Это одно из самых многозначных имен Аллаха: оно обозначает и Его высокое положение, и Его господство, и то, что Он помогает попавшим в беду, и Его Величие, и Его Доброту, прощение, Милость, и все виды блага, дарованные Им рабам».
44. الرقيب
Ар-Ракыб
Оберегающий, от Которого ничто не скроется. И связано это имя с Его атрибутом Знание (Аль-ʼИльм).
Ас-Сануси: «Тот, Чье Знание абсолютно, Кто не забывает и не проявляет невнимательность ни в чем».
45. المجيب
Аль-Муджиб
Тот, Кто отвечает на мольбы нуждающихся и помогает попавшему в беду, когда он просит Аллаха о помощи.
Ас-Сануси: «Тот, Кто помогает всем просящим Его, будь то просьба языком (совершением дуа) или своим состоянием, давая им то, что было предписано для них в предвечности».
Примечание: Просьба своим состоянием означает, что Аллах знает о наших нуждах и желаниях и без того, чтобы мы выражали их в наших мольбах, и может дать нам желаемое, даже если мы не попросим Его об этом словами.
Абу Яхья